Глава 3 | Содеpжание | Глава 5 |
Эта методика была разработана после многочисленных поисков и долгих блужданий в недрах теории и практики Домана, Энгельмана, Рашели Коэн, Додсона и др. Она создавалась с таким расчетом, чтобы приносить удовлетворение как ребенку, увлеченному абстракциями, так и детям, которые могут испытывать к ним отвращение. Методика опирается на два основных принципа:
Из первого принципа вытекает серия упражнений, позволяющих ребенку запомнить (незаметно и в процессе игры) алфавит, гласные, согласные, а также правила чтения некоторых буквосочетаний.[?]
Второй принцип приводит нас к необходимости создать такой материал для чтения, который близок ребенку и внушает ему уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость.[?]
Тогда малыш сможет спеть эту песенку уже в двухлетнем возрасте или даже раньше.
Когда песенка пропета сотни раз, и ребенок станет узнавать ее, можно перейти к песенкам сначала о гласных, а потом о согласных.
Гласные - А Е И О У Ы Э Ю Я
Согласные - Б В Г Д Ж 3 Й К Л М Н П Р С Т Ф X Ц Ч Ш Щ.
Их можно петь на тот же мотив, что и алфавит (гласные заменяют звуком типа "м... м... м").
Ммм Б В Г Д Ммм Ж 3 Ммм
К Л М Н Ммм П Р С Т Ммм Ф
Х Ц Ч Ш Щ Ммм Ммм Ммм Ммм
И хотя для младенца такие песенки понятны не более чем "тра-ля-ля, тра-ля-ля", зато позже они наполняются для него смыслом и, кроме того, создадут у ребенка впечатление, что все буквы - и гласные, и согласные - старые знакомые, обретшие, наконец, свое истинное лицо.
Тем, кто не умеет читать ноты. Совсем не обязательно использовать придуманные мной мелодии, можно петь буквы на любой мотив или просто проговаривать их в определенном ритме.
Песенка алфавита[?] (на мотив "Ah vous dirais-je, maman...[!]").
Гласные (les voyelles):A B C D E F G
H I J K L M N
O P Q R S T U
V W X Y Z
C'est ainsi qu'est l'alphabet
Que tu dois connaîtr' par coeur.
A E I O UСогласные (les consonnes):
Sont les voyelles, Ainsi que Y.
Основные правила чтения:Mhm B C D Mhm F G
H Mhm J К L M N
Mhm P Q R S T Mhm
V W X Mhm-hm Z
Quand on enlèv' les voyelles,
Il ne rest' que les consonnes.
an, in, un, onДифтонги (les diphtongues):
ou, é, è, eu
Sont les voyelles
Qui ne sont pas dans l'alphabet.
ill, eil, euil,cug (c et g):
ouille, ail,
oin, oi, ien
sont les diphtongues qui pleurent
si on les coupe en deux!
Avec e et îh:
c, g font ceci, gegi
mais avec toutes les autres lettres
ils font kk et gg
cro-co-ca-cu-cla!
gli-gu-gan-ga-gro-go-gain!
H, c'est une drôle de lettreg:
On ne l'entend pas!
Mais quand il suit C, il fait CH
Et quand il suit P, il fait PH.
g, c'est le plus coquin:s:
avec n, il fait gn
comme un gnon;
avec u, il fait gg
comme dans guêpe;
et avec e il fait j
comme dans Georges.
Quel coquin, ce g,
quel coquin!
Entre deux voyellesy:
s fait "zz".
Mais quand ils sont deux,
ils font "ss".
Ruse russe.
Avec о et aq:
y=2xi
il fait "payer"
et fait "noyer".
Q veut U,tion:
Mais on ne l'entend pas!
Dans "tion"
C'est t qui fait ssss!
Интерес к графической форме слова у ребенка может возникнуть только в том случае, если это слово ему чем-то близко. Как говорит мой опыт и опыт всех тех, кто сам обучал своих детей чтению, последовательный показ карточек с написанными на них словами (как это предлагает Глен Доман) вызывает у ребенка весьма слабый интерес, а точнее сказать - не вызывает его вообще. Тем не менее, необходимо, чтобы написанные слова окружали ребенка постоянно.
Для тех, кто хочет начать как можно раньше. Я считаю, что наилучший момент для занятий чтением наступает тогда, когда младенец начинает говорить. К этому времени ребенок уже многое понимает в звучащей речи, и, главное, понимает давно. И чтобы он решился что-то произнести и выбрал то или иное слово, малыш должен быть уверен, что слова имеют особую важность.
Приколите в его комнате на стенку большой лист белой бумаги (если вам жалко обоев, используйте сложенную втрое бумажную скатерть, которая предохранит стену).
Напишите на этом листе первое слово или первые слова, которые говорит ваш ребенок. Не забудьте, что привычные выражения и застывшие обороты он воспринимает как единое целое и не разделяет на слова. И хотя вы будете писать их в соответствии с правилами грамматики, говорите о них как о чем-то неразделимом, и не упоминайте специально о составляющих их словах.
В этот момент достаточно дать понять ребенку, что то, что он говорит, имеет также графическую форму. Каждый раз, когда он скажет новое слово (или новое выражение), и вы видите, что он часто его употребляет и понимает его смысл, торжественно напишите это слово на доске. Когда накопится десяток таких записей, можно, продолжая пополнять этот список, приготовить малышу упражнение-сюрприз: "слово вместе с предметом".
Но не забудьте, что в возрасте примерно до трех лет не нужно учить ребенка читать, а надо просто помочь ему освоиться с письменной речью.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Как писать слова. Существует множество подходов к проблеме написания ребенком первых его слов. Доман считает, что все слова надо писать большими красными буквами и постепенно переходить к маленьким черным буквам. Другие авторы используют или одни красные, или одни черные буквы. А кто-то раскрашивает буквы во все цвета. Я попробовала все эти методы и, как и многие, убеждена, что наилучший из них - писать так, как советует Рашель Коэн: согласные - черным цветом, а гласные - красным. Таким образом, ребенок инстинктивно приучается к аналитическому чтению и понимает, что у букв разная роль в слове. Говоря о гласных и согласных, я имею в виду не только буквы алфавита, но и все другие способы обозначения на письме звуков речи. В слове "львица", например, "ль" нужно писать черным. Наконец, существуют такие буквы, которые "ни для чего не нужны" и которые не только не произносятся, но и вообще не соответствуют никакому звуку, например: лестница. Эти буквы надо подчеркнуть зеленым, чтобы ребенку было ясно, что хотя для письма они и важны, но при чтении на них не надо обращать внимания.
Прописные буквы пишите, как положено: в начале фразы и в именах собственных. Когда вам встретится прописная буква, объясните ребенку, что это такое и как ее используют в именах людей и названиях населенных пунктов: существует много детей, но только одна Камилла; много городов, но только один Париж.
Высота строчных букв, у которых нет выступающих вниз или вверх частей
(а м т
Буква изображается черными жирными линиями, рисунок - тонкими красными
линиями. Каждую букву (высотой
Не разрешайте при этом ему говорить: "Кто ест орешек? Белочка!", или: "Кто лезет по стене? Улитка!". У этих персонажей есть имя, так же, как и у вашего ребенка. Его ведь зовут Женя, а не просто девочка или мальчик. Начните с четырех букв. Когда малыш хорошо выучит имена четырех персонажей, скажите ему, что в награду он сейчас познакомится с кем-то новым! Не забудьте выразить вашу живейшую заинтересованность происходящим: играйте с этими персонажами, изобразите белочку и скажите: "Меня зовут А, я обожаю орешки, ням-ням-ням. А теперь ты изобрази А... Ах, какое прекрасное А!!!" или: "Посмотри на Б! Оно сейчас утонет, бедное, оно зовет на помощь! Кто спасет Б? Так давай же! Спаси Б!", и так далее. Сочините считалочку, включив в нее все буквы, которые ребенок уже знает.
Когда малыш выучит десять букв, покажите ему те же буквы (меньшего размера и без рисунков), написанные на маленьких кусочках картона или ватмана (по одной букве на каждой карточке).
Рассматривая буквы, напомните ему их или пусть он сам вспомнит персонажи, которые они обозначают, и их имена. Потом помогите ребенку узнать те же буквы на карточках, прикрепленных к предметам в его комнате.
Когда малыш выучит графическую форму букв, можно прикрепить к стенам его комнаты песенку гласных букв:
Не надо посвящать ребенка в тонкости правописания безударных гласных. Достаточно, если вы, записывая в его присутствии слово с безударной гласной, например кОрова, скажете, что, хотя здесь и слышится звук А (в действительности - редуцированное А, но ребенок еще не может этого осознать), писать надо О и что подобных слов он встретит в своей жизни немало.
Гласные французского языка и правила их чтения сведены в три таблицы.
a e i o u (eu) (y) (ô)
(oeu) (au)
(eau)
Sont les voyelles
ainsi que y.
Вторая песенка
an in un on ou é è eu (am) (im) (um) (om)
(ai) (ai)
(en) (ain)
(et) (et)
(em) (aim)
(ed) (ê)
(ein)
(er) (ei)
(eim)
(es)
Sont les voyelles
qui nе sont pas dans l'alphabet.
Третья песенка: дифтонги
ille eil euil ouille ail oin oi ien (i-lle) (eille) (oeil)
(aille)
Sont les diphtongues
qui pleurent si on les coupe en deux.
В первое время таблицы не должны включать те сочетания букв, которые заключены в скобки. Научите ребенка петь знакомую ему песенку, показывая пальцем (на таблице) каждую букву или слово. Тогда он сможет найти нужный ему звук, следя за текстом по таблице. Впоследствии, по мере того, как вам встречаются различные написания одних и тех же гласных, вы в присутствии ребенка пишите их на доске в соответствующей колонке. Некоторые звуки могут иметь одинаковое написание. Обратите на это внимание ребенка. Не нужно загромождать стены текстами других песен. Достаточно иметь под рукой семь маленьких табличек со звукобуквенными соответствиями, которые можно показывать в то время, когда вы поете:
- ce-ci cro-co-ca-cu-cba ge-gi gli-gu-gan-ga-gro-go-gain
- ch - chat ph - photo
- gn - gnon gu - guepe ge - georges
- ruse - russe
- payer - pai-ier noyer - noi-ier
- qu - qui
- tion - sion
Согласные.
С ними особых трудностей не будет. Ребенок видит их
в своей азбуке и в тех словах, таблицы с которыми вы развесили в его комнате.
Нужно только выучить с ним, какая буква соответствует какому звуку. Скажите
малышу, что буквы тоже, как животные, могут говорить: кошка говорит "мяу",
утка - "кря-кря", петух - "кукареку"... Согласные тоже издают звуки,
бэ
говорит "б", дэ - говорит "д", пэ - "п", и т.д.
Начните с таких букв,
в названиях которых соответствующий этим буквам звук идет первым (то есть
С французскими согласными дело пойдет тоже без особых проблем, тем более что звонкие не оглушаются в конце слова. Прежде чем ваш ребенок начнет читать по-французски, он, скорее всего, уже освоит чтение на русском языке, поэтому обратите его внимание на тот факт, что почти во всех французских словах есть буквы, которые не произносятся. Скажите, что их надо запомнить, чтобы в дальнейшем легче узнавать слово в тексте. Сравните французскую графику с русской, где непроизносимых согласных мало, а непроизносимых гласных нет вообще. Зафиксируйте внимание ребенка на особенности чтения букв "c" и "g" (их название часто не соответствует реальному произношению). Объясните с помощью песенки, что "c" и "g" произносятся, как "ss" и "jj", когда за ними следует е или i, но что когда за ними идут другие буквы, они читаются как "kk" и "gu". Это нужно повторять при каждом удобном случае. В дальнейшем, встречаясь с этими буквами, ребенок вспомнит, как их нужно произносить, но пока это случится, пройдет много времени. Таким же образом выучите правила произношения "h", "s", а также сочетаний "gn", "gu", "ge".
Прописные буквы. Когда малыш уже хорошо будет знать алфавит в форме маленьких строчных букв и легко называть буквы, составляющие слово, можно переходить к прописным буквам. (Впрочем, ваш ребенок уже встречался с ними в книгах.) Сложите карточки стопкой, напишите на каждой из них прописную букву большого размера и по одной показывайте их ребенку. Подготовьте такую же стопку карточек с соответствующими строчными буквами и предложите малышу подобрать буквы по парам. Как правило, дети легко выучивают эту форму алфавита. Но некоторые из них предпочитают, чтобы взрослый помог им, воспользовавшись рисунками (см. русский алфавит).
Прописные буквы можно также изобразить в виде домика для строчных букв.А - две расставленные ноги со связанными веревочкой коленками.
В - два шара, привязанные к одной ноге.
С - круг, часть которого вырезана (или "Кто хочет меня съесть?"[?]).
D - нога, бьющая по большому мячу.
Е - нога с тремя палками.
F - нога с двумя палками.
G - С, внутри которого устроено сиденье.
Н - две лыжные палки, соединенные веревочкой.
I - одна нога.
J - ручка зонтика.
К - одна прямая нога и две согнутые (или "Кто сломал ногу?")
L - одна нога с одной ступней
М - дом с двумя островерхими крышами.
N - нога, которая передвигается с помощью двух палок.
О - круг (или "Кто смеется во весь рот?").
Р - нога, бьющая по маленькому мячику.
Q - круг с хвостиком.
R - большой живот с двумя маленькими ножками.
S - змея (или "Кто показывает язык?").
Т - нога с плоской крышей над ней.
U - кружка (или "Кто полон соком?").
V - летящая птица (или "Кто летит в небе?").
W - две одинаковые птицы (или "Кто покрыт снегом?").
Х - крест (или "Кто не хочет грустить?").
Y - ветка дерева (или "Кто покрыт листьями?").
Z - молния (или "Кто разрывает небо?").
Как различать звуки на слух. Поиграйте в "Голубь летает"[?], несколько изменив правила игры. Пусть ребенок поднимает руку каждый раз, когда вы произносите слово, начинающееся, например, со звука "П". Чередуйте слова, начинающиеся со звука "П", с теми, где он не встречается. Сделайте то же самое упражнение со звуком, завершающим слово, а затем - со звуком, находящимся в любой другой позиции. В результате ребенок сам начнет диктовать вам звуки, когда вы будете вместе с ним сочинять книги.
Это наиболее интересная и самая важная часть из всего цикла обучения чтению. Именно в результате сочинения книг ребенок начинает понимать прочитанное и приобретает привычку читать.
Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать, ведь чтение - это основа культуры. Поэтому нужно превратить его в увлекательное занятие, в котором ребенок играет активную роль. Для этого есть два простых способа.
Первый способ - дать понять малышу, что книга - не просто предмет, который можно купить в магазине:
это что-то такое, что придумывается и записывается. Предложите ребенку сочинить какую-нибудь историю и запишите ее, выполняя роль посредника. Второй способ - сделать героем книги самого малыша.
На практике это означает, что вам следует изготовить несколько фотографий,
в совокупности составляющих некую историю, героем которой должен стать
ваш ребенок (см. ниже примеры таких историй). Наклейте каждую фотографию
на белый лист картона или ватмана (
Сейчас мы напишем "Женя пьёт молоко". Женя начинается с буквы ">ж", а потом идет "е". Получилось "Же". Поскольку это твое имя, первая буква прописная, она больше других. К тому же это согласная, поэтому мы напишем ее черной краской, а "е" - гласная, и ее мы сделаем красной. А теперь посмотрим, что дальше: "Женя". Здесь "н" - согласная, ее мы пишем черным! А теперь - "я" снова красным! Теперь пишем второе слово - "пьёт". Оно начинается с буквы "п", пишем "п". Оно начинается с "пь", это почти "п", но не совсем. Здесь нужно поставить мягкий знак. Мягкий знак не произносится, но смягчает "п". Пишем "пь" черным. Дальше идет "ё", это гласный звук, пишем букву "ё" красной краской. А теперь - в конце слова - "т". Это согласный звук, и буква должна быть черной.
Читатель может сравнить русский пример со следующим ниже французским примером автора книги.
Сейчас мы напишем "Camilie boit du lait". Camille начинается с "С" и, поскольку вслед за ним идет "а", его надо произносить как "kk". Получилось "Ca". Так как это твое имя, первая буква прописная, она больше других. Мы пишем твое имя с большой буквы. К тому же это согласная, поэтому мы должны ее писать черной краской; "а" обозначает гласный звук, и букву "а" мы напишем красной краской. Теперь посмотрим, что дальше. Camm - "mm" должно быть черным! Теперь "ill" - это своего рода дифтонг, посмотри на таблицу... да-да, надо писать "i, l, l", а дальше идет маленькое "е", его почти не слышно, потому его и называют "е" немое! Теперь второе слово - "boit". Оно начинается с bb, пишем "b". А теперь... ах, опять дифтонг. Посмотри на таблицу, спой песню до "oi"... правильно, это пишется "о, i". А что там у нас дальше? Буква, которая не произносится. Она не произносится и с другой буквой не составляет звука! Для чтения она не нужна! Это "t". Ее надо подчеркнуть зеленым!
Как делить текст на слова. Закончив писать страницу, перечитайте ее вместе с ребенком, и пусть он покажет пальцем каждое слово. Очень важно приучить его к делению текста на слова. Сначала он, конечно, растеряется: если малыш ошибся, возьмите его руку и направьте на нужное слово, но, в конце концов, он должен научиться делать это сам. Впрочем, ребенок быстро поймет, чего от него хотят. В следующий раз вы вдвоем напишете вторую страницу. Каждый день надо перечитывать все, что подготовлено раньше. Если малыш не может прочитать сам, помогите ему, но он должен пальцем показывать каждое слово.
Узнавание слов в тексте. Попросите ребенка найти в тексте то или иное слово. Или, наоборот, спросите его, что за слова вы ему показываете.
Слова из книги на отдельных листках. Написав две страницы книги,
перепишите из нее каждое слово на отдельную карточку размером
Чтение слов. Попросите малыша сказать названия букв, составляющих слово. Напомните (с помощью настенных таблиц), что один звук может обозначаться более чем одной буквой, и помогите ему прочитать слова слог за слогом. Это прекрасное упражнение для тех детей, которые еще не узнают слов вне текста.
Чтобы перейти к одноцветному тексту из черных букв, перепишите книгу, страница за страницей, но не сшивайте ее. Пишите черными буквами. Строки должны начинаться с иных, чем ранее, слов. Вместе с ребенком сравните эти страницы с трехцветными страницами книги. Потом предложите малышу прочитать их, не заглядывая в знакомую ему книгу. И наконец, покажите ребенку страницы, написанные черным, без фотографий и в произвольном порядке.
Примерные сюжеты книг:
N.B. Занимаясь с ребенком, вы сами должны чувствовать, в каком темпе вам следует двигаться дальше.
Текст | Фотография |
---|---|
Камилла пьет молоко. | К. пьет молоко. |
Камилла выпила молоко. | К. держит пустой стакан. |
Камилла хочет еще молока. | К. берет бутылку. |
Молока больше нет! | К. переворачивает пустую бутылку вверх дном. |
Камилла ищет молоко. | К. что-то ищет, стоя посреди комнаты. |
Под шкафом молока нет. | К. заглядывает под шкаф. |
На телевизоре молока нет. | К. смотрит на телевизор. |
В кровати молока нет! | К. заглядывает в кровать. |
Камилла недовольна. Она говорит: "Я хочу молока!" | К. сердито плачет. |
Приходит мама. Она открывает холодильник. | М. открывает холодильник. |
Молоко в холодильнике. | Холодильник открыт и весь заставлен бутылками с молоком. |
Камилле дали молоко. Она довольна! | Довольная К. показывает стакан с молоком. |
Нужно почаще употреблять одни и те же слова. Не упустите случая подчеркнуть комизм ситуации, когда молоко ищут под шкафом, на телевизоре или в кровати. Дети обожают сознавать, что они делают что-то забавное.
Новый год, день рождения ребенка и т.д. Во время праздника сфотографируйте самые интересные моменты. И пусть ребенок восстановит в памяти это событие, страницу за страницей.
N.B. Количество слов на странице зависит от возраста малыша и от его желания читать. Не забудьте, что количество совершенно несущественно, важна частота занятий и их качество. И ребенок, любящий большие дозы, и тот, кто предпочитает продвигаться понемножку, придут к одному и тому же результату, и притом почти одновременно, но только если вы сумеете правильно оценить их аппетиты.
Текст | Фотография |
---|---|
Камилла дома одна. Мама пошла в магазин. | Пустая квартира. |
Камилла внизу. Она читает книгу. | К., сидя в гостиной, читает книжку "Мартина в зоопарке". |
Вдруг наверху раздается шум. К. положила книжку и оглядывается. | Камилла откладывает книгу и поднимается по лестнице. |
Шум слышен из комнаты. Камилла приоткрывает дверь. | К. стоит перед приоткрытой дверью. |
Вот что она видит: Бабар и Селеста[?] стоят и беседуют. | Игрушки, два слоника, Бабар и Селеста, стоят друг против друга. |
Селеста говорит: "Мне хочется есть!". Бабар говорит: "Мне тоже!". Обезьяна говорит: "Давайте спустимся в кухню!". Бабар говорит: "Мы пойдем по лестнице и упадем!". | То же фото, но теперь на нем прибавилась обезьяна. |
Обезьяна говорит: "Нет! Я знаю, как нам спуститься с лестницы. Идите за мной!" Селеста говорит: "Пойдем, Бабар, я хочу есть". Обезьяна открывает дверь. Камилла прячется в ванной. Игрушки выходят из комнаты. | Игрушки отправляются в путь: впереди обезьяна, за ней Бабар, за ним Селеста. Она опирается хоботом на Бабара, как бы подталкивая его. Обезьяна положила лапу на ручку двери, как бы открывая ее. |
Обезьяна прыгает на перила. Она помогает Бабару и Селесте. Все трое съезжают по перилам. | Все три игрушки сидят верхом на перилах одна за другой. |
Вдруг Селеста падает. Она падает хоботом вниз. Ей очень больно. Бедная Селеста! | Селеста, упав, лежит, опираясь на хобот. |
Бабар спрашивает: "Селеста, тебе больно?". "Нет, - отвечает Селеста - но я сломала хобот". | Селеста в профиль: ее хобот подшит нитками и висит книзу. |
Хобот у Селесты не поднимается. Бабар пытается его приподнять, но у него ничего не получается. | Бабар и Селеста стоят друг против друга. Бабар как бы положил свой хобот на хобот Селесты. |
Селеста говорит: "Тем хуже. Пойдем, мне очень хочется есть". | Обезьяна смотрит на них. |
Камилла стоит на верхней ступеньке. Она все видит! Она тихо спускается вниз. | Камилла на лестнице. |
Три игрушки стоят в кухне перед холодильником. Селеста залезает на голову Бабару, а обезьяна - на голову Селесты. | Три игрушки зажаты в приоткрытой двери холодильника. Они стоят одна на другой. |
Обезьяна вынимает из холодильника хлеб, масло и варенье, и кладет все это на пол. Трое озорников начинают есть! | Обезьяна с бутербродом на согнутой в локте лапе. Перед ней лежат масло и варенье. |
Вдруг Селеста начинает плакать: "Помогите! Я не могу есть, потому что я cломала хобот!" Бедная Селеста! | Селеста анфас, с согнутым хоботом и мокрыми глазами. |
Слышно, как открывается дверь на улицу. Мама возвращается из магазина. Она несет большую сумку. Какая она тяжелая! | Мама перед входной дверью с большой сумкой в руках. |
Камилла бежит к ней. "Мама, мама, посмотри скорее. Они все здесь!" | Камилла бежит встретить маму. |
Камилла очень волнуется. Она хватается за голову и кричит: "Aaaaa!". | Камилла, открыв рот, держит себя за волосы. |
Мама ставит сумку на пол и идет за Камиллой. Они направляются в кухню. | Камилла тянет маму за руку. |
В кухне никого нет: ни обезьяны, ни Бабара, ни Селесты. | Пустая кухня. |
Мама ничего не понимает. Она говорит: "Камилла, что случилось? Объясни мне!" Камилла ничего не отвечает и бежит наверх. | Мама с видом человека, теряющегося в догадках, задает вопрос Камилле. |
Камилла входит в комнату. Селеста, Бабар и обезьяна лежат на полу. Они не разговаривают. Что же случилось? | Комната Камиллы: три игрушки лежат на полу. |
Дети очень любят подобные истории. Текст, конечно, будет отличаться от того, который вы только что прочитали, потому что придумывать его будет ребенок, хотя и с вашей помощью. Но, несомненно одно - сюжет должен быть похож на задуманный вами. Если у вас несколько детей, то, разумеется, все они должны быть героями вашего сюжета: это и оживит рассказ, и заставит братьев и сестер почувствовать себя ближе друг к другу. С любимыми игрушками случаются самые удивительные вещи: они могут летать или вместе с детьми пойти на улицу, где с ними тоже произойдут удивительные истории. Кто-то из ребят может потеряться, а игрушки помогут его найти. (Чтобы куклы летали, достаточно подвесить их на леске, привязанной другим концом к палке. При фотографировании палка остается за кадром.)
N.B. Если вам не хочется сочинять все это самим, возьмите детскую книжку и замените главного героя на рисунках фотографиями вашего ребенка.
Частота уроков. Все зависит от того, чему конкретно вы хотите учить вашего ребенка. Если вы стремитесь научить его только чтению, занимайтесь больше чтением. Если вы хотите учить его еще и музыке, истории искусства, счету, тогда, поскольку малыша не следует перегружать, уроки чтения должны быть менее частыми.
Старайтесь перечитывать книжку каждый день или как можно чаще. Если на странице вашей книги еще мало слов, придумывайте одну-две страницы в неделю. Когда текст становится длиннее, достаточно сочинить одну страницу за 8-10 дней. Но самое главное - нужно двигаться в ритме, свойственном ребенку, и согласовывать занятия с семейным распорядком дня. Уроки чтения могут проводиться еще реже, они все равно пойдут на пользу.
Когда ребенок начнет понимать, что он читает, дайте ему придуманную вами книгу. Это будет первая книга, прочитанная малышом самостоятельно (даже если время от времени придется напоминать ему, как передаются на письме некоторые звуки). Каждый день сами перечитывайте ему то, что он уже прочел. И пусть он читает ежедневно одну или даже несколько страниц. Если вы почувствуете, что, закончив книгу, ребенок может и хочет прочесть всю ее целиком, предложите ему сделать это за один раз и потом устройте большой праздник: "Сегодня великий день!" Конечно же, совсем маленькому ребенку, научившемуся читать, трудно сразу осилить всю книгу. Не требуйте от него этого и устройте праздник, когда он закончит первое самостоятельное чтение, хотя бы ему и понадобилось на это несколько дней.
"Следопыт". Эту игру можно вводить, как только ребенок начнет читать. С таинственным видом дайте ему бумажку, на которой что-нибудь написано. Например: "На кровати", или: "Загляни ко мне в карман". Малыш делает то, что написано в записке, и находит печенье! По мере того, как он осваивает чтение, текст все усложняется. Когда ребенок начнет читать по-настоящему, оставляйте ему записки-сюрпризы, которые он прочтет в ваше отсутствие. Можно написать несколько записок, чтобы, выполнив одно задание, он находил другое, как в настоящей игре в следопыта, и так до конечной цели, которая, разумеется, всегда должна доставлять удовольствие!
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поочередное чтение - наилучший способ поддержать интерес ребенка, начинающего читать. Прочитайте первое слово, малыш прочтет второе, вы - третье и т.д. Закончив страницу, перечитайте ее, но теперь первым будет он. Таким образом, ребенок лучше усвоит, что процесс чтения состоит не столько в аналитической и трудоемкой расшифровке, сколько в интуитивном узнавании слов.
Запишите прочитанные ребенком книги на магнитофон. Читайте очень медленно, чтобы малыш успевал следить за текстом, но при этом очень выразительно, чтобы было интересно слушать (восклицайте "дин-дон!" всякий раз, переворачивая страницу).
Объясните, что не нужно произносить вслух то, что читают, надо лишь следить за текстом глазами, водя пальцем по строчкам. Это упражнение заставит ребенка читать в тот момент, когда он слушает запись. Позже он таким же образом может заниматься с книгами-кассетами, которые продаются в магазине. Это прекрасный способ помочь ребенку перейти к чтению про себя.
Одноцветный текст из черных букв. Когда ребенок обретает способность читать незнакомые ему слова, написанные одноцветными буквами, например в газете, сделайте еще одну или две книги с цветными буквами, а потом переходите к тексту, состоящему из одних черных букв.
Книги без иллюстраций. К чтению таких книг можно перейти, когда малыш уже научится немного читать, но по-прежнему еще захочет остаться героем рассказанных в них историй. Поскольку теперь не нужно прибегать к помощи фотографий, выдумывайте самые невероятные истории, например о том, как ваш ребенок спасает утопающих, отправляется в джунгли, где он будет жить в компании обезьян, или в путешествие на воздушном шаре. Если малышу чтение книги без картинок не нравится, прочитайте ему ее вслух сами. Тогда он поймет, каким героем он предстает на ее страницах!
Как развить вкус к чтению. Для этого нужно, во-первых, чтобы малыш понемножку (одну или две страницы каждый или почти каждый день) читал сам с вашей помощью, и, во-вторых, чтобы вы читали ему вслух гораздо более сложные и интересные для него тексты. Это совершенно необходимо, ибо только в этом случае ребенок будет всегда иметь перед собой цель, к которой надо стремиться.
Советы относительно учебного материала. Купите или сделайте
сами карточки из плотной бумаги размером
Всем, кого заранее приводит в отчаяние необходимость готовить учебный материал, напомню, что период, когда приходится рисовать для ребенка книжки, таблицы и другие пособия, длится примерно два года. Если вам надоест эта работа, сделайте перерыв и дождитесь момента, когда у вас снова появится желание сочинить книжку. Не забывайте, что для ребенка полезна любая стимуляция его возможностей, даже если она затем прекратится. Кроме того, возобновив свои занятия, малыш очень быстро все вспомнит.
Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать.
Алфавит. Для обучения чтению я выбрала печатные, а не рукописные буквы, потому что навыки чтения приобретаются раньше, чем навыки письма. Это происходит в возрасте, когда способность ребенка к восприятию данного превосходит его возможности в приобретении двигательных навыков. Поэтому при обучении чтению надо использовать буквы с наиболее простым и ясным начертанием. Что касается письма, то оно есть производное от чтения. Малыш берет пример с вас, ведь он видел, как вы писали слова, и будет вам подражать. На этой стадии развития ребенка писать для него означает не упражнение в каллиграфии, а попытку сформулировать важную для ребенка мысль, обращенную к другому. Впрочем, он начнет с того, что накарябает что-то невообразимое и заявит, что здесь написано то-то и то-то. Даже если вам ничего не удастся прочесть, скажите, что он сделал неплохо. Скоро некоторые буквы станут узнаваемыми, обратите на это внимание ребенка и похвалите его. Покажите ему, как надо писать такие буквы. Но если он все же предпочитает делать это по-своему, на первых порах не стоит с ним спорить.
Первые слова. Ребенок начнет писать сначала свое имя. Подскажите ему, что можно написать имена других членов семьи. Потом предложите выбрать какой-нибудь предмет, написать его название и нарисовать. Помогите малышу отобрать необходимые для этого буквы. Если он путает прописные и строчные буквы, не вмешивайтесь, а только обратите его внимание на это обстоятельство, говоря, что это очень занятно и что он вас насмешил. Помогите ребенку писать буквы правильно, но не переусердствуйте, чтобы не отбить желание. Пусть он переписывает слова, значение которых ему известно. Попросите его придумать фразу и запишите ее в качестве образца для переписывания.
Пишущая машинка имеет обычно большой успех у детей. Когда ребенок уже знает буквы и понимает разницу между строчной и прописной буквами, можно допустить его к машинке, клавиши которой не слишком туги для него. Покажите малышу, как расположены буквы на клавиатуре. Когда он разберется с этим, научите его правильным навыкам письма на машинке. Покрасьте ногти ребенка в разные цвета: ногти больших пальцев - одним цветом, ногти указательных - другим, и т.д. Наклейте на клавиши бумажки соответствующих цветов, при этом клавиши, которые следует нажимать указательным пальцем, должны иметь тот же цвет, что и ноготь. Обозначьте на клавиатуре линию раздела между правой и левой рукой. Таким образом, ваш ребенок понемногу привыкнет к машинке, что в свою очередь подготовит его к работе на компьютере.
Каллиграфия - это задача, время решать которую придет после того, как ребенок удовлетворит свое желание писать. В этот момент можно подарить ему прописи и объяснить, что существует способ писать быстрее и что это понадобится в школе, чтобы записывать слова учительницы. Покажите малышу, как пишутся рукописные буквы, и научите его писать по линейкам и делать все буквы одинакового размера. Но не заставляйте ребенка писать красиво: в школе у него будет для этого достаточно времени.
Глава 3 | Содеpжание | Глава 5 |