В. Скрипалев
НА СЧАСТЬЕ ДЕТЯМ
Как же и когда нужно заняться физическим развитием ребенка, чтобы защитить его от опасностей современного цивилизованного мира?
Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с постели — помогают одеться; за ручку — к умывальнику (стой как манекен — умоют); сел за стол — все нарезано, подготовлено; вышел на улицу — ведут, а чаще — везут; споткнулся — поддерживают; упал — поднимут.
Ну а если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками? При этом маленький человек с первых месяцев учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, допустим, езды на велосипеде, фигурного катания и т. д. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым — вот вам и профилактика травматизма!
А какие возможности в самой разнообразной деятельности откроются перед этими сильными, умелыми и ловкими руками!
Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. ” него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания, успешнее идут занятия в школе. Малыш, наконец, имеет возможность разрядиться после сидячих игр или школьных занятий и не слоняется в безделье из угла в угол. Важно еще и то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений.
Вот почему в доме Никитиных, например, есть шест, кольца, перекладина, лесенка и другие спортивные сна-
71
ряды. Даже в детской коляске у 5—6-месячного малыша укрепляют свой «турничок».
Поразительные результаты использования в этой семье детского спортивного оборудования натолкнули меня на мысль разработать спортивный комплекс с учетом, с одной стороны, специфических потребностей детей в разнообразных движениях, а с другой — малых размеров городских квартир. Хотелось, чтобы комплекс стал настоящим уголком здоровья и для взрослых, и для детей.
Когда малыш еще плохо стоит на ножках, он ищет дополнительную опору, взявшись за кольца или перекладину, улыбается, радуется, виснет на них, поджимая
ножки.
В спортивном комплексе эту потребность удовлетворяют следующие четыре снаряда: перекладина, кольца, наклонный канат и наклонная лестница. Опорные части всех снарядов сконструированы так, что они по своим размерам подходят и для годовалых малышей, и для взрослых.
Известно, что дети очень любят качаться. При этом они не только получают огромное удовольствие. У них развивается вестибулярный аппарат. В нашем комплексе для качания предусмотрено четыре снаряда. Самым маленьким детям на одно из колец можно подвесить съемную грушу-качалку (из боксерского комплекта). Подросший малыш по наклонной лесенке может взобраться на обычные качели. Но особой популярностью пользуются вертикальные и пружинные качели. Первые сделаны из вакуумной резины, вторые — из цилиндрической пружины. Взобравшись на эти качели, малыш начинает плавно опускаться, а отталкиваясь от пола, стремительно взлетать вверх. При этом он хорошо чувствует фазы приземления и отталкивания.
Оборудованные в нескольких московских квартирах спортивные уголки имеют кольца. Дети в разных семьях независимо друг от друга изобретали одно и то же упражнение. Большой восторг вызывает оригинальный снаряд для вращения головой вперед или назад — вращающаяся лонжа (подвесной пояс), позволяющая выполнять одно за другим сальто без опоры ногами о дол. “акая лонжа не требует значительных усилий от маленького спортсмена и позволяет добиться быстрого
вращения: достаточно сгруппироваться, и можно начинать вращение вперед или назад.
Малыши охотно прыгают. В спорткомплексе это можно делать на батуте, который к тому же помогает смягчить соскоки со снарядов. Кроме того, сразу же после соскока на батут можно оттолкнуться и допрыгнуть до другого снаряда.
Наконец, дети любят лазать. Для лазанья в комплексе используются стойки перекладины, наклонный канат и наклонная лестница. Но кроме этого, компактное расположение снарядов спорткомплекса позволяет перелезать с одного снаряда на другой. При этом у детей появляется возможность изобрести множество дополнительных упражнений.
Создать спортивный уголок в любой квартире не составит особого труда. Его полный вариант (11 снарядов) занимает всего 4 квадратных метра.
Большинство включенных в комплексы снарядов малогабаритны, хотя подходят и взрослым. Спорткомплекс монтируется в квартире без крепления к потолку и полу за 20—30 минут. В нашей однокомнатной квартире, на третьем этаже, мой сын Олег с полутора лет пользуется спортивным комплексом. Из-за врожденной слабости мышц брюшного пресса Олег не мог сидеть до года. А сейчас его любимым упражнением является вис углом на кольцах. На перекладине он с охотой выполняет то, что не под силу детям старше его на несколько лет.
Нас многие спрашивают: «Где достать спорткомплекс? Почему его нет в продаже?»
Можно не ожидать, пока промышленность наладит выпуск спорткомплексов: вот область, где отцы могут и должны многое сделать для своих детей, помогать им развивать силу, выносливость, ловкость! Разве это не наше мужское дело?
Пора всем взрослым по-иному взглянуть на роль физической культуры в воспитании детей с самого раннего возраста.
ЛЮБИМЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
В семье педагогов Никитиных дети избавились от простуд, почти не болеют. Первый секрет — всесторонняя закалка, вплоть до пробежек по снегу босиком.
Причем это делается по желанию самих детей. Второй — создание целой системы физического развития детей (начиная с грудного возраста), внедрения в дом множества спортивных снарядов.
Не каждый решится отодвинуть полированную мебель и поставить перекладину. Да еще для детей! Многие папы и мамы то и дело одергивают ребенка: «Это не для тебя! Не трогай! Посиди! Не лезь!» Не ведают родители, что они тем самым гасят возможности эффективного развития способностей своих детей. Не догадываются, насколько ребенку было бы легче учиться в школе, если его не ограничивали бы в движениях. Пусть он с самого раннего возраста занимается тем, что ему интересно и что он делает с удовольствием.
Интерес! Игра! Вот мотивы ребенка! Природа и здесь побеспокоилась: раз ребенок не может понять что-то по обязанности, пусть его искушают любопытство и игра.
Вот какие соображения руководили мною, когда я попытался внедрить в дом игровые снаряды, более интересные для детей. Пусть некоторых спортивных устройств не существует. Не беда. Можно придумать. Важно понять любимые движения детей.
Коль скоро ключ к домашнему спорту найден, мне думается, стоит поговорить о его месте в физическом развитии ребенка. Вряд ли спорткомплекс может быть универсальным средством. Скорее, он одно из средств. Достаточно вспомнить, например, что в упомянутой семье Никитиных есть целая система физического воспитания со своими спартакиадами, графиками, сравнительными данными и прочим. Домашний «стадион» Никитиных дополняет ряд сооружений во дворе. “ам и «русская стенка» (система труб), и наклонное бревно для спрыгивания, и перекладина, и лопинг, и гигантские шаги, и летний бассейн, и зимний каток, и, наконец, беговая дорожка.
Хочу особо подчеркнуть необходимость начала занятий на спорткомплексе «с пеленок». В этом меня убедил пример моего сына Олега. Он родился с некоторыми отклонениями от нормы. В годовалом возрасте с трудом стоял, держась за ограждение кровати. Заключение врачей не оставляло надежд: «Либо вообще не будет ходить, либо будет ходить покачиваясь».
Как же быть? Я выделил часть комнаты под спорткомплекс. В первых же висах на перекладине и кольцах Олег начал поджимать ноги, а потом и поднимать их.
Я убедился также в том, что занятия на спорткомплексе «с пеленок» помогают становлению характера, здоровой психики. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолеть.
Имея в виду эти и другие достоинства введения спорткомплекса в квартиру, приобщения к спортивному развитию «с пеленок», можно утверждать, что он является хорошим подспорьем в разностороннем, гармоническом развитии ребенка. Среди дошкольных и школьных систем воспитания он может занять существенное место. Сдвиги начали появляться как-то незаметно. Обратили мы на них внимание, когда Олег поднял ноги к перекладине и продел их между рук в висе вниз головой. Мы заметили, что у него улучшилось настроение и появилась масса увлечений: то он конструировал электрички, то рисовал мелом на доске, то читал книги.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Многие из вас сами могут улучшить конструкцию снарядов. Ради здоровья детей, их разностороннего физического и умственного развития, приобретения уверенности, право, стоит пошевелить мозгами.
“радиционные снаряды — перекладина, трапеция и кольца — хорошо подходят и для малышей. В коляске или кроватке трехмесячного ребенка уже можно установить мини-перекладину. Малыш берется за нее и начинает приподниматься. Чтобы попробовать перекладину «на вкус», он начинает подтягиваться. Однако дальнейшее вставание затруднено из-за ее низкого расположения. Мини-перекладину можно усовершенствовать. Расскажу об устройстве перекладины, которую я установил над кроватью моей дочери Оли, когда ей было четыре месяца.
Собственно, это была уже система перекладин, напоминающих лесенку из шести тонких (диаметром 15 мм)
палочек. Мы назвали ее «Встанька». Крепятся перекладины к двум боковым стойкам. Те, в свою очередь, к боковым решеткам кровати. Нижняя перекладина приближена к голове ребенка, верхняя — удалена.
На вторую, четвертую и шестую (верхнюю) перекладины до сборки нанизаны игрушки.
Занятия на лесенке «Встанька» состоят из трех упражнений возрастающей сложности и проводятся при страховке взрослыми. Первое заключается в том, что ребенка сажают лицом к лесенке, чтобы он мог ухватить-ся за нижнюю перекладину и дотянуться до нижней игрушки. При выполнении второго упражнения ребенка ставят лицом к лесенке, чтобы он мог ухватиться за верхнюю перекладину и поиграть верхней игрушкой. Стоящий ребенок упирается животом в нижнюю перекладину. Страхующий взрослый следит, чтобы ножки малыша были расставлены пошире, опирались на полную ступню, носками наружу. ”став, ребенок, перебирая руками перекладины, сам опустится вниз. Продолжительность занятий постепенно увеличивается от нескольких секунд до нескольких минут. При этом ребенок должен выполнять упражнение с удовольствием. В противном случае занятия прекращаются.
Для упражнения в висе в спорткомплексе имеются перекладина, кольца, трапеция.
Стойки перекладины диаметром 34 мм одновременно держат весь каркас. Это позволяет избежать дополнительного крепления стоек к полу и потолку путем просверливания в них отверстий. В верхнюю часть стоек перекладины вставлены втулки с резьбой, в которые вворачиваются распирающие винты М20. Последние и прижимают верхнюю часть каркаса с подвесками снарядов к потолку. Для верхних балок можно использовать швеллер с полкой 50 мм, квадратную трубу или брус сечением 70X90 мм. В стойках сделаны отверстия диаметром 10 мм для винтов перекладины через каждые 100 мм, начиная с высоты 800 мм от пола. Винты через стойки входят в нарезные отверстия перекладин. Расстояние между стойками — 750 мм.
Другим снарядом для виса являются кольца. Для быстрого изменения высоты подвески колец применяют зажимы в виде цифры восемь. Когда ребенок наиграется на кольцах, вместо них при помощи раздвиж-
ных крючков подвешивают трапецию. Этот снаряд можно использовать и как перекладину. Однако для занятий на ней требуется большая сноровка. Во-первых, диаметр трапеции больше, чем перекладины и колец. Во-вторых, она вращается вокруг продольной оси, поэтому кисти рук должны быть цепкими.
Начавший ходить малыш приближается к перекладине, тянется к ней. ”хватившись, он пытается поджать ноги, повисеть. “ак продолжается по многу раз в день без всякого напоминания с вашей стороны. Это первое упражнение для детей годовалого возраста. Моя дочь Оля попробовала выполнить его в девять месяцев. Она спокойно и с удовольствием висела около 10 секунд на перекладине и кольцах. Как-то я приподнял Олю к прыжковой лиане. Девочка крепко уцепилась за нее, но, как только я отвел руки, разжала пальцы. Повторил несколько раз — тот же результат. В чем же дело? Под тяжестью тела ребенка резина растягивается и диаметр трубки уменьшается. Это, видимо, воспринимается как сигнал о ненадежности опоры, и малыш разжимает пальцы. Поэтому предостережение:
Не подсаживайте дошкольников
к резиновым подвескам (лианам)!
Страхуйте их при первых
самостоятельных попытках
взяться за лианы!
В остальных случаях страховка не требуется. Общие методические приемы занятий на снарядах примерно одинаковы. О них будет рассказано отдельно.
В висах укрепляются мышцы ладоней, рук, плеч, груди, спины и живота. Поэтому ребятишки начинают быстро прогрессировать.
Для выполнения виса на согнутых ногах с помощью рук необходимо уметь делать угол. Из этого положения ребенок поднимает согнутые ноги к перекладине, проносит их между руками, захватывает под коленками перекладину и висит сколько ему нравится.
После уверенного освоения этого упражнения стоит попробовать выполнить вис завесом. Возврат в исходное положение осуществляется в обратной последовательности.
Более трудным вариантом данного упражнения яв-
78
В. Скрипалев
На счастье детям
ляется вис на согнутых ногах без помощи рук. Его надо осваивать на небольшой высоте и постепенно. Выполнив описанные выше движения, вначале следует отпустить одну руку. Затем снова ухватиться за перекладину двумя руками и отпустить другую руку. Наконец, почувствовав уверенность, отпустить обе руки и выпрямить туловище. Возврат в исходное положение выполняется в обратной последовательности. Можно также сделать соскок (с небольшой высоты!) с опорой на кисти. Ноги при этом следует разогнуть энергично. Позже можно раскачаться и сделать соскок на ноги полуоборотом назад (со страховкой).
Освоивший все эти упражнения ребенок может попробовать выполнить более сложное упражнение, например, подъем переворотом в упор силой. Из виса ступни прямых ног подносят к перекладине и подтягиваются на руках в висе согнувшись. При этом тело удерживают у перекладины, последовательно скользя по ней голенями, коленями, бедрами и т. д. Как только центр тяжести тела поднимется выше перекладины, нужно быстро выпрямиться и выйти в упор на прямые руки.
”становлено, что дошкольники склонны прежде всего к висам и динамической гимнастике, так или иначе развивающей их скелетно-мышечную систему и вестибулярный аппарат. Гимнастика взрослых добавляет к этому комплексу движений силовые, статические упражнения. Вначале дети выполняют их, подражая взрослым.
Интересные статические упражнения показали Антон, Аня, Юля, Ваня и Люба Никитины. Опишу некоторые из них.
Вис на согнутых руках в группировке. Мы назвали это упражнение «колобок». Из виса ребенок подтягивается на руках (подбородок выше перекладины), подтягивает согнутые ноги высоко к груди и сохраняет это положение сколько сможет.
Вис углом можно выполнять взявшись руками только за одну стойку перекладины. Юля берется за нее левой рукой ниже уровня пояса, а правой — выше головы. “олчок — и обе ноги замирают в положении угла слева от стойки. Как легко догадаться, левая рука является опорной, а правая — растягивается, «ра-
ботает на вис». Если руки поменять местами, то угол будет выполнен вправо от перекладины.
Несмотря на то что кольца являются подвижной опорой, их тоже можно использовать для различных статических упражнений. Прежде всего — это вис согнувшись сзади. Необходимо следить за школой: ноги должны быть сведены вместе, а носки вытянуты. При выполнении этого упражнения следует медленно поднимать ноги вверх, как при подъеме переворотом на перекладине.
Из виса согнувшись физически развитому ребенку можно перейти к выполнению виса прогнувшись. Для этого надо плавно отвести голову назад и, поднимая туловище вверх, прогнуться. При угрозе падения нужно вновь согнуться и повторить движение. ”пражнение лучше выполнять на небольшой высоте.
”гол в висе можно выполнить и на кольцах, хотя сделать это труднее, чем на перекладине из-за подвижности опоры. Следующим, более сложным упражнением является упор углом. Для этого надо кольца подвесить пониже и выйти в упор на руках. Слегка отклонившись назад, локтями зажать туловище. Руки прямые. Плавно поднять прямые ноги с вытянутыми носками.
На кольцах можно выполнять и «колобок», как на перекладине. Можно устроить соревнование между ребятами: кто из них дольше сохранит эту позу.
Снарядом для прыжков в комплексе служит прыжковая лиана. В нашей семье за ней закрепилось название «лунная лиана». Она сделана из упругой вакуумной цилиндрической резины, свисающей в виде полукольца из отверстий подпотолочных балок. Высоту подвески прыжковой лианы и ее диаметр нужно подобрать таким образом, чтобы натяжение резины в момент касания пола уравновешивало вес ребенка. При взлете необходимо подтягиваться подбородком к резине, а в последующих занятиях даже выходить в упор спереди.
Естественно, это не сможет сделать ребенок в возрасте трех-четырех лет.
Для прыжков предназначен и комнатный батут. Его боковые стороны повторяют нижний периметр комплекса. Боковины батута можно сделать из стального троса, подкидывающую плоскость — из веревочной или капроновой сетки. Батут одновременно выпол-
няет функции и гимнастического мата, и глушителя соскоков (внизу—соседи). Высота подвески батута незначительна (5—10 см от пола), для того чтобы можно было оттолкнуться не только от батута, но и от пола. Иначе ребенок может привыкнуть к мягкой опоре.
Батут дает также возможность спрыгнуть на него с одного снаряда и, оттолкнувшись, перелететь на другой: на наклонную треугольную лесенку, лиану-качели, верхнюю часть каната или прыжковую лиану.
При отсутствии батута на пол можно положить обычный ковер, поролон или гимнастический мат.
Кольца могут быть использованы и для вращения. Малыши сами изобретают интересные упражнения. Одно из них мы назвали «вертолет». Высота подвески колец — чуть ниже ладоней вытянутых вверх рук. Взявшись за кольца, малыш с помощью толчковой ноги закручивается в любую сторону. Другая нога носком касается пола. Когда веревки совьются в жгут и дальнейшее закручивание уже невозможно (нет контакта с опорой), ребенок поджимает ноги. Жгут начинает с ускорением раскручиваться, и ребенок вращается все быстрее. Если же, надев страховочный пояс (вращающуюся лонжу), делать сальто вперед или назад, получится упражнение, которое называется «космонавт». Олег выполняет его так. Встав на стул, он надевает пояс и затягивает его потуже. Стул убирается. Олег выпрямляется, поднимает руки в стороны-вверх и отталкивается от стоек вперед или назад. Начав вращение головой вперед-вниз, он группируется: голову наклоняет к груди, сгибает ноги и берется руками за веревки пояса. В таком положении заканчивается оборот. Затем все движения непрерывно повторяются. Вначале я помогал сыну. В шесть лет он уже выполнял самостоятельно до 30 оборотов подряд. Ваши дети наверняка смогут вращаться и другими способами, пусть попробуют. Количество подходов и оборотов — индивидуально, по настроению малыша.
В спорткомплексе предусмотрены так необходимые ребенку обычные качели. В целях безопасности я скруглил все прямые углы напильником. Еще лучше вместо доски использовать старую покрышку от малолитражного автомобиля или надутую камеру, тогда качающий-
ся ребенок не нанесет качелями травму другому малышу, находящемуся поблизости. Сразу же хочу подчеркнуть:
Не усаживайте малыша на качели!
Пусть он сам заберется на них. Он должен чувствовать силу своих пальцев, уметь сохранять равновесие. И боже вас упаси раскачивать ребенка! Иначе не успеете ахнуть, как он соскользнет с качелей. Пусть «мучается» сам и учится раскачиваться. В этом его развитие! И физическое, и умственное.
Не укрепив мышцы туловища и рук, ребенку не следует пользоваться качелями. Для первых проб качели нужно подвесить на высоте 20—30 см от пола. Когда Оле было два года, я с интересом наблюдал ее первые робкие движения. Девочка поднимала и опускала ножки, качнувшись — удивлялась, задумывалась, размышляла.
Лиана-качели представляет собой конструкцию, аналогичную конструкции прыжковой лианы. Цилиндрическая резина полукольцом крепится к подпотолоч-ным балкам. ” нее два отличия от прыжковой лианы. Во-первых, она раза в два толще, а во-вторых, короче. В силу этого малыш, усевшись на нее, уже не может опуститься до пола. Да и забраться на такую высоту сможет только достаточно подготовленный ребенок, освоивший лазанье в верхней части комплекса. Он усаживается поудобнее и качается вверх-вниз.
Для скатывания в спорткомплексе предусмотрена катальная горка. Кстати, мамы и папы тоже могут ее опробовать. Она имеет вид усеченной четырехгранной пирамиды, лежащей на боковой грани. Внутри пирамиды устроены полки для хранения игрушек. Двумя гранями пирамиды являются часть стены и пола. Скользящей поверхностью горки является верхняя грань. ”гол ее наклона — 30°. Как видим, пирамида не имеет ни одного прямого и тем более острого угла. Ребра скруглены напильником. Материалом для изготовления пирамиды служат полированные древесностружечные плиты (ДСП), желательно в тон мебели. В качестве материала можно взять пластик.
”пражнений на катальной горке множество. При этом надо учесть, что тормозом и опорой при игре на
84
В. Скрипалев
пирамиде служат ладони и ступни. Не стоит кататься в обуви: исцарапанная поверхность ухудшает скольжение. Начинать следует с упражнений в положении лежа, как наиболее легких. Взобравшись на верхнюю часть пирамиды, например, по кроватке, малыш ложится на живот ногами вперед, не отрывая ладоней от поверхности. Затем поднимает руки и скользит вниз. В конце пирамиды он опускает ноги и касается ими пола.
Следующее упражнение — скатывание лежа на животе, руками вперед. Приземление осуществляется на вытянутые пружинящие руки. “акое упражнение оказалось Олегу под силу, как только он освоил лазанье.
Более сложным является скатывание сидя ногами вперед. При этом развивается довольно большая скорость. Папы и мамы могут в этом сами убедиться. Приземляясь, ребенок должен успеть согнуть ноги. Для начала можно подстилать в месте приземления поролон.
”становленная в спорткомплексе наклонная треугольная лестница для развития равновесия протянута не вдоль стены, а через весь комплекс: по большой диагонали от дальнего правого угла (от пола) к ближнему левому. Это удлиняет общий путь лазанья до 4 м. Ребенок в любой момент хорошо видит, на какой высоте он находится. Небольшой угол подъема (около 30°) позволяет ему своевременно почувствовать свой предел высоты. Кроме того, расположение лестницы дает возможность использовать ее для лазанья не только сверху, но и снизу.
Лестница имеет форму треугольника, вершина которого закреплена внизу, на высоте 30 см от пола. Ступеньки лестницы отверстиями нанизаны на стальной трос диаметром 6 мм. Они опираются на трубки одинаковой длины, также нанизанные на трос. Основание треугольника крепится вверху к опоре, которая находится на конце продольной горизонтальной балки. Оба конца троса продеваются в отверстия опоры по канавкам коушей и закрепляются зажимными планками.
Для предотвращения обрыва троса вершина треугольника лестницы скруглена. “рос продевается внутрь согнутой полукольцом трубки. “рубка через стяжку крепится к кронштейну. Основание кронштейна привернуто к стене четырьмя гайками и винтами. Винты вставлены
На счастье детям
85
головкой в отверстия в стене. На винты надеты цилиндрики. Часть цилиндрика, опирающаяся на конус головки винта, распилена крестообразно на глубину 10 мм. При завинчивании гайки основание кронштейна давит на цилиндрик, и его распиленный конец, скользя по конусу головки, раскрывается, как зонтик, вдавливаясь в стенки отверстия и обеспечивая надежное крепление каждого винта.
Стяжка служит для регулирования натяжения лестницы. Хочется особо подчеркнуть:
Не натягивайте трос слишком сильно!
Цирковые канатоходцы никогда не натягивают трос наподобие струны, он всегда провисает. Не стоит вместо троса брать кабель с алюминиевым или медным проводом: первый оборвется, а второй вытянется.
Лестница привлекательна еще и тем, что она связывает между собой все десять снарядов спорткомплекса.
В спортуголке большой выбор снарядов для лазанья. Обычный канат, подвешенный за верхний конец, может быть дополнен наклонным канатом, закрепленным за оба конца. Последний, как и наклонная треугольная лестница, протянут через весь комплекс: по большой диагонали от дальнего левого угла (у пола) к ближнему правому углу. Вертикальные качели из цилиндрической вакуумной резины, похожие на лиану, свисают в виде полукольца и тоже могут быть использованы для лазанья. Стойка перекладины служит также шестом, а подвески колец и качелей — канатами. На наклонной треугольной лестнице можно и балансировать, и, как было сказано, лазать, причем лазать и сверху и снизу.
К тому же снаряды можно менять местами. Для этого у колец и качелей подвески заканчиваются поворотными крючками. Вместо колец или качелей можно подвесить трапецию. На это уходит всего несколько секунд. Стоит обратить внимание на диаметр опорных частей снарядов. Ладонь годовалого малыша должна полностью обхватывать перекладину, кольца, подвеску качелей, боковины лесенки. Для этого их диаметр должен быть в пределах 15 мм. “акую же толщину имеет и прыжковая лиана. Лиану-качели, канаты и трапецию
осваивают малыши постарше. Поэтому диаметр этих снарядов близок к 25 мм.
По резиновой лиане, стойкам перекладины, подвескам колец и качелей, наконец, по наклонной треугольной лестнице можно лазать сколько душе угодно: это и интересно, и полезно, и безопасно. А если к тому же сделать так, чтобы наверху можно было отдохнуть, посидеть, покачаться? Да это же мечта каждого ребенка! “ем более что для этого ничего не надо дополнительного придумывать. Надо только отдельно стоящие снаряды сблизить до такой степени, чтобы получилось «ветвистое дерево». Лучше всего, когда расстояние между соседними снарядами колеблется от 0,5 до 1 м.
С колец ребенок может попасть на качели, перекладину и вертикальные качели. С вертикальных качелей малыш легко опустится на лестницу, перелетит на перекладину, дотянется до каната. Таким образом, эти четыре снаряда будут взаимосвязаны.
ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Спорткомплекс появился в нашей семье, когда Олегу было полтора года. Вис он освоил к двум годам, качание — к трем, равновесие и прыжки — к четырем. В пять лет он охотно лазал и вращался на снарядах. В шесть лет у Олега появилась катальная горка, от которой он в первый день не отходил часа полтора. В девять месяцев с моей помощью Ольга уже опробовала ряд снарядов спорткомплекса: висела на перекладине и кольцах, качалась на качелях, каталась с катальной горки.
Вместе с тем родители тоже могут заниматься на комплексе. Не стоит пренебрегать и детскими упражнениями. В семьях, где один ребенок, пример взрослых, прежде всего папы, пробуждает у малыша интерес к занятиям, способствует его развитию.
” читателя может возникнуть вопрос: «А не слишком ли большую нагрузку испытывает еще не окрепший организм малыша?» Можете на беспокоиться.
Ребенок занимается тем, что интересно. А интересно ему будет только до тех пор, пока не появятся первые признаки утомления. Как только он немного устанет,
он сам отойдет от снарядов. Вот почему родители не должны принуждать отказывающегося ребенка продолжать занятия.
СТРАХОВКА
Ни у меня, ни у жены не было времени не только на то, чтобы заниматься с ребенком, но даже для того, чтобы страховать его во время занятий на снарядах. Да так и было задумано. Чтобы предлагать подобный «стадион в квартире» массовому потребителю, нельзя было не учитывать, что большинство родителей заняты на работе. Но одно дело — теория, другое дело — практика. Любопытство брало верх: как сможет малыш учиться самостоятельно? А он, надо отдать ему должное, обучался терпеливо и настойчиво. Видимо, здесь проявлялся врожденный исследовательский рефлекс, свойственный всем малышам.
Страховка в ограниченном объеме может понадобиться некоторым детям: есть же сорвиголовы! Кроме того, обязательно следует страховать детей, которых ограничивали, опекали в движении, а на комплексе они стали заниматься в возрасте старше двух лет. Преимущественно страховать нужно в самом начале освоения комплекса, в особенности на таких снарядах, как прыжковая лиана и лиана-качели. Я уже писал о том, что чувствует ребенок, когда резиновая трубка при натяжении становится тоньше. Следует присмотреть за детьми, когда они начинают осваивать качели.
Гораздо важнее не допустить перестраховки. В противном случае ребенок привыкнет все делать при вашей помощи. Эффект от таких занятий, сами понимаете, будет ничтожный. Следует смелее, чем это принято, доверять ребенку. Кто это сделает, воспитает, на удивление своим осторожным соседям, умственно и физически развитого, смелого и оптимистичного ребенка.
Спортивный комплекс, как это ни покажется странным, может быть эффективно использован для общения с ребенком, формирования его духовного облика. Исследования английских ученых показывают, что социализация личности начинается в ранний дошкольный период. До этой поры в голове ребенка, так сказать,
«нравственный вакуум». Заполняться он начинает постепенно, в общении с членами семьи и окружающими.
Если взрослый не проявит искреннего интереса к занятиям, а ребенку будет указывать покровительственным тоном, как надо заниматься, дело не сдвинется с места. Ни один ребенок не рождается с ощущением, что им должны понукать.
Другое дело, если родители поймут все это своевременно, увидят в ребенке личность, начнут общаться с ним, как с равным.
“рудно перечислить все возможные ситуации общения с ребенком на занятиях в спорткомплексе. Проще постараться со всей серьезностью войти в роль сотоварища по занятиям. В этом общении на равных в сознании трехлетнего ребенка начнут формироваться нравственные категории: «плохо», «хорошо», «вредно», «полезно» и т. д.
Развитие творческих способностей в ходе занятий на снарядах комплекса влечет за собой потребность выдумывать, конструировать, рисовать, моделировать, узнавать все больше и больше.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Каждое утро, невзирая на погоду, надо совершать пробежку или ходить на лыжах. Длина дистанции зависит от вашего физического состояния.
В сильный мороз целесообразно сделать разминку дома. Открыв окно, растяните все связки, разомните суставы, разогрейте мышцы перед бегом на своей «законной спортивной территории».
”пражнения могут быть любые из рекомендуемых в журналах и газетах и обязательно — универсальные, встречающиеся чаще других. Например, медленные силовые вращения головой. Руки, положенные на затылок, препятствуют вращению. Дыхание произвольное. Это упражнение способствует поддержанию функций сосудов шеи и головного мозга. Или мост. В спортуголке его проще всего выполнять, став спиной к стене на расстоянии около полуметра. Пяти прогибаний назад с постепенной перестановкой рук по стене все ниже к полу вполне достаточно для разминки мышц живота, груди и плеч.
Подтягивания на перекладине. Начинать надо с простых висов и попыток хотя бы немного согнуть руки. В этом простом на вид упражнении участвует большая группа мышц ладоней, рук, плеч, груди, живота и спины. Начав с 2—3 подтягиваний, я постепенно (за пол-тора месяца) довел их количество до 10. Один мой товарищ говорил, что он определяет свое самочувствие по тому, сколько раз подтянется утром.
Подъем в упор силой. Подтянувшись (подбородок выше перекладины), попытайтесь поставить кисть сильной руки (локоть вверх) в положение упора. Для этого надо энергично подтянуться к перекладине н рывком послать плечо вверх. Когда кисть примет положение упора, перенесите на нее тяжесть тела и сделайте аналогичный рывок другим плечом. После этого, выпрямив руки, следует выйти в упор на перекладине. Люди с развитой мускулатурой делают это двумя руками одновременно.
”пор углом на кольцах. Полнота в наше время не такое уж редкое явление. И вместе с тем существует эффективное средство избавления от живота. Каждое утро (я это делаю после бега) достаточно несколько упражнений на кольцах — и эффект гарантирован. Необходимо установить кольца на уровне кистей опущенных рук. Взяться за кольца и поднять прямые ноги в положение «угол». Ноги вместе, носки вытянуты, колени выпрямлены. Руки как бы зажимают туловище локтями, не допуская падения назад. “акое положение удерживать 3—5 секунд, затем плавно опустить ноги на пол. Повторить упражнение до 15 раз.
Подъем переворотом на перекладине. В условиях домашнего спорткомплекса это упражнение можно выполнить на низкой перекладине (высота 1 м 25 см) следующим образом. Взяться руками за перекладину хватом сверху, опуститься под перекладину на согнутые ноги до выпрямления рук, а затем выпрямить ноги вперед и опереться пятками о пол. Из этого положения поднять ноги в положение «угол» и далее, не останавливаясь, поднести носки ног к перекладине и, сгибая руки, поднимать сомкнутые прямые ноги вверх, касаясь ими перекладины, до тех пор, пока таз не поднимется до ее уровня. Затем, опуская ноги назад и вниз, нужно резко выпрямить туловище, выпрямить руки,
прогнуться и зафиксировать положение упора. Опуститься вниз можно любым способом. Повторить упражнение 4—5 раз.
Оборот вперед. Это упражнение выполняется после подъема переворотом. В упоре на перекладине прогнитесь и начинайте вращение вперед. Когда голова окажется внизу, согнитесь, стараясь ускорить движение верхней части туловища по сравнению с движением ног. В этой фазе очень важно сохранять контакт тазобедренных суставов с перекладиной.
Оборот назад. Этот элемент начинается в упоре на перекладине с небольшого маха прямыми ногами назад (носки вместе). Коснувшись перекладины, начать оборот назад, удерживая туловище и ноги в прямом положении. Выполнив оборот, следует максимально прогнуться и отвести плечи и голову назад.
Качание. На качелях с полутораметровой подвеской я за 5 минут снимаю усталость после рабочего дня. Попробуйте качаться, меняя длину веревок, и фиксируйте свои ощущения в дневнике. Не исключено, что вам удастся подобрать «усыпляющий» ритм. “огда при ежедневном качании на этой высоте в течение 10 минут вы за месяц можете справиться с бессонницей. Если вас укачивает в транспорте, то при систематическом качании и от этого недуга можно практически избавиться.
Спорткомплексы меньших размеров
Не в каждой квартире удается выкроить для спорткомплекса 4 квадратных метра. Правда, эти 4 м используются не только для занятий спортом. Здесь установлена кровать, катальная горка является удобным шкафчиком для игрушек, на стенах можно повесить наглядные пособия, географические карты и даже грифельную доску. А что делать, если столько места нет? Мы учли эту возможность и расскажем о некоторых более экономичных, но, естественно, менее эффективных вариантах спорткомплекса.
Спорткомплекс 2 X 1,5 м
Первый сокращенный вариант комплекса занимает 3 квадратных метра. Его можно оборудовать в комнате
любой формы: как прямоугольной, так и квадратной. Сохранив признаки основного комплекса, он имеет некоторые отличия. «“»-образный рисунок потолочных горизонтальных балок заменен на «Г»-образный. Размер балок — 2 и 1,5 м. Эта конструкция подпирается снизу двумя стойками перекладины с винтами М20, устанавливаемыми под длинной балкой: одна — в центре ее углового соединения с короткой балкой, другая — на расстоянии 750 мм от первой. Обе горизонтальные балки на свободных концах имеют металлические пластины для крепления комплекса к стенам. “ретья пластинка накладывается в месте их соединения. “аким образом, вся «Г»-образная конструкция комплекса прижата к потолку стойками перекладины, а ее концы крепятся к стенам. ”стойчивость системе придает и наклонная треугольная лесенка. Она протянута из нижнего угла комнаты к центру соединения горизонтальных балок и является дополнительным креплением комплекса. Под длинной балкой помимо перекладины с вращающейся лонжей размещены и кольца, которые можно заменить на трапецию. Под короткой балкой, в центре, рядом с боковиной лесенки, подвешен канат. Дальше, к стене, на высоте 1,5 м от потолка расположены качели. Лиана из вакуумной цилиндрической резины протянута приблизительно от центра одной горизонтальной балки до центра другой. Потеснив ее к концам балок или к центру, можно подвесить и вторую. Под качелями вдоль стены можно поставить кровать или комнатную катальную горку. “аким образом в меньшем объеме размещаются все основные снаряды спорткомплекса.
Спорткомплекс 1,5X0,75 м
Второй сокращенный вариант занимает чуть больше 1 квадратного метра. Если бы меня спросили: «Что лучше? Иметь такой комплекс или не иметь его вовсе?» — то я ответил бы: «Лучше иметь такой!»
Все сказанное о первом сокращенном варианте относится в равной степени и ко второму. ” последнего такая же «Г»-образная компоновка горизонтальных балок, поддерживаемых двумя стойками перекладины с винтами. Размер длинной балки — 1,5 м, короткой —
0,75 м. Одна стойка перекладины размещается в месте сочленения балок, другая — в середине длинной балки. На оставшиеся 0,75 м этой балки подвешивают кольца. Под короткой балкой размещены: у сочленения с длинной балкой — канат, а ближе к стене — качели. Другими словами, компоновка второго сокращенного варианта комплекса повторяет первый вариант. Однако снаряды размещены еще компактнее.
Кроме того, в данном случае уже будет трудно разместить вторую лиану и невозможно вписать в эти габариты кровать и катальную горку. Однако спортивный уголок все же окажет существенное влияние на развитие дошкольников.
Вместе с тем три варианта предлагаемых мною комплексов не претендуют на исключительность, не являются истиной в последней инстанции. Проблема развития физической культуры по месту жительства только поставлена. Давайте, уважаемые родители, решать ее сообща! Много разнообразных и интересных снарядов и приспособлений можно сделать самим. “ем более квартиры у всех разные. Чем меньше квартира, тем больше простора для работы мысли. Давайте пробовать, может быть, нам что-то удастся сделать.
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Опора с ребром используется в линейном варианте спорткомплекса. Длинную балку укорачивают и крепят к ее концу гайку М20. В гайку вворачивают винт М20, головка которого входит в гнездо опоры. Опора имеет на концах два отверстия для крепления верхнего конца наклонной треугольной лесенки.
Опора над правой стойкой перекладины имеет две косынки и вкладыш. На нижней косынке расположены отверстия для крепления прыжковой лианы и для головки винта М20 стойки перекладины. Отверстие верхней косынки используется для винта М20 дополнительной вертикальной стойки (если высота комнаты более 2,5 м). Две дополнительные вертикальные стойки, расположенные над стойками перекладины, обеспечивают изготовление снарядов одинаковой длины для потолков разной высоты.
Место соединения длинной и короткой балок выпол-
няют в виде тройника. В верхнюю часть стойки втулку можно не приваривать. Достаточно сделать насечку для удержания ее отверткой во время монтажа и укрепить свободной посадкой. Чертежи линейного варианта спорткомплекса разработаны для балок из трубы прямоугольного сечения.
”гловой вариант устройства дается на примере использования швеллера № 5. В этом случае можно изготовить более простые варианты подвесок снарядов.
Гибкий вариант спорткомплекса не имеет ни стоек, ни балок. Вся нагрузка ложится на верхний трос, в качестве которого используются боковины наклонной треугольной лесенки. Самое главное — прочно укрепить трос у верхней части стены. В отверстие стены вставляется винт головкой вперед. На него надеваются втулка, кронштейн для крепления троса и навинчивается гайка. При навинчивании гайки распиленный конец втулки раскрывается подобно зонтику и обеспечивает надежное крепление троса подвески. Аналогично крепится и нижний конец наклонной треугольной лесенки.
Кроватная лесенка «Встанька» крепится так, чт©бы лежащий ребенок мог ухватиться за нижнюю перекладину. Верх лесенки необходимо установить под углом примерно 45° от головы ребенка. В этом случае стоящий малыш достанет до верхней перекладины. Лесенка «Встанька» крепится двумя винтами с гайками. Один из них пропускают через верхнюю боковину кровати и боковину лесенки в 100 мм от ее конца. Другой винт проходит через вертикальный пруток боковины кровати и конец боковин лесенки. Никаких дополнительных креплений больше не требуется, хотя со стороны конструкция и кажется хрупкой. Маленькие игрушки следует подвешивать внизу, крупные — вверху. Для шести перекладин подходят палочки от сачков.
Перекладина изготавливается из трубы с вваренными в торцы гайками. “орцы трубы и гайки должны фиксироваться в боковых стойках перекладины. Это достигается с помощью винтов М8, ввинчиваемых через стойки в торцевые гайки перекладины.
Кольца обычно изготовляют из проволоки толщиной 7—8 мм и длиной 380—400 мм. Диаметр колец должен быть примерно 120 мм. Хорошо, конечно, если
они будут сварными. Если же такой возможности нет, возьмите кусок проволоки на 100 мм длиннее, спилите концы «на ус», соедините их и на место соединения наденьте резиновую трубку или обмотайте его лентой. Кольца подвешивают на высоте 800 мм от пола (для годовалого ребенка) и выше. Для изменения высоты подвески колец служат «восьмерки» диаметром 7 мм. Верхняя половина «восьмерки» — кольцо с внутренним диаметром, равным толщине веревки. Нижняя половина «восьмерки» — эллипс, малый диаметр которого равен одной толщине веревки, а большой диаметр — двум. Веревку с подпотолочной балки пропускают через верхнее, а затем через нижнее отверстия «восьмерки», сквозь карабин, кольцо и конец веревки привязывают за нижнее отверстие «восьмерки». Передвигая «восьмерки» вверх или вниз, можно быстро изменить высоту колец.
Трапецию или боксерскую грушу подвешивают вместо колец к тем же веревкам. Для этого поворачивают крюки карабина, вынимают кольца, вставляют шейки трапеции и закрывают карабины. Возможен и другой вариант. На шейках трапеции монтируют «восьмерки», верхнюю часть которых крепят за карабины подвесок. “рапеция ничем не фиксируется в «восьмерках» и, следовательно, может поворачиваться. Поэтому для работы на ней нужны осторожность и крепкие пальцы.
Прыжковая лиана выполняется из вакуумной резины (шланга) диаметром 12—16 мм, длиной около 2,5 м. Нижняя точка прыжковой лианы находится на расстоянии 900 мм от потолка. Крепление прыжковой лианы к подпотолочным балкам осуществляется следующим образом. В отверстие шланга вставляют винт (его диаметр на 2—3 мм больше внутреннего диаметра шланга). Конец шланга обматывают проволокой, и таким образом он оказывается больше диаметра отверстия, в которое пропущена прыжковая лиана.
Высоту подвески и диаметр резины подбирают из тех соображений, чтобы лиана в момент касания ребенком пола уравновешивала его вес. Крепить ее концы к крюкам надо особенно тщательно, чтобы она не соскакивала с крюка.
Лиана-качели имеют диаметр 22 мм и более, длину — около 2 м. Нижняя точка лианы-качелей находит-
ся на расстоянии 700 мм от потолка. Они крепятся так же, как прыжковая лиана.
Вращающаяся лонжа представляет собой страховочный пояс, крепящийся к опорам. Опоры надевают на стойки перекладины и крепят в их отверстиях с помощью пальца. В выточки корпуса вставляют упорные и радиальные подшипники, разделяемые перемычкой и кольцом. Внутрь подшипников пропускают серьгу, в которую продевают веревку страховочного пояса. На конец серьги навинчивают две гайки.
Качели часто продают в магазинах «Детский мир», так что покупайте любые. Однако подвешивать качели лучше по типу колец. Восьмерки позволяют быстро менять высоту подвески, карабины — заменять качели другими снарядами.
Не забудьте скруглить напильником углы качелей! Самодельные качели лучше изготовить в виде эллипса. В обоих случаях уменьшается опасность травмы другого ребенка, который, зазевавшись, может оказаться на пути качающегося. Можно, как уже говорилось, использовать покрышку или камеру малолитражного автомобиля.
Комнатная катальная горка имеет наклонную скользящую плоскость длиной 160—170 см из обычных полированных древесностружечных плит, которые можно купить в магазинах «Стройматериалы». Крышку пирамиды подвешивают на рояльных петлях. Несущей основой катальной горки являются две внутренние вертикальные рамки, крепящиеся торцами к стене. Массивную крышку лучше разделить на две части. На каждой из них должны быть защелки, фиксирующие крышку в открытом положении.
Наклонная треугольная лестница является самым эффективным снарядом спорткомплекса для развития чувства равновесия. При изготовлении лестницы требуется повышенное внимание. Делается она из стального троса диаметром 4—6 мм, закрепляемого на стене на высоте 300 мм от пола. Ступеньки лестницы могут быть из дубовых палочек 30X20 мм или дюралевых (бамбуковых) трубок диаметром 20—25 мм, имеющих длину от 90 до 450 мм. Чтобы ступени не сдвигались, между ними на трос надевают пластмассовые трубки длиной 220 мм.
Вершина острого угла, образованного боковинами лестницы, через стяжку соединена с кронштейном, который крепится к стене спорткомплекса (описано выше). Стяжка служит для регулирования провиса лесенки. Концы боковин троса ложатся в коуши, вставленные в отверстия подпотолочных балок. При помощи зажима они крепятся к верхним частям боковин троса. В нижней части трос наклонной лестницы проходит через полукольцевую трубку.
Канат является первым снарядом для лазанья. Для этого пригодна любая веревка толщиной 15—25 мм, лучше всего из пеньки. Для начала на ней следует завязать узлы на расстоянии 250—300 мм один от другого. К концу каната можно подвесить боксерскую грушу. Канат крепится к кольцу подвески через коуш для предотвращения перетирания веревки. Вместо коуша используют лист жести, проложенный между канатом и кольцом. На конце каната нужно сделать толстый узел, чтобы на нем мог сидеть ребенок при раскачивании.
Описание устройства и изготовления коплекса сделано весьма кратко. Кое-что придется додумывать самим, подбирать размеры в соответствии со свободной площадью комнаты, некоторые снаряды заменять в зависимости от наличия материалов, инструментов и умения. В любом случае следите, чтобы прочность конструкции не снижалась. Коуши лесенки и каната в месте изгиба веревок, крепеж и другие.узлы можно изготовить в мастерских «Металлоремонт». Следует помнить, что диаметр крепежа (подвесок колец, раздвижных крючков, винтов перекладины и т. п.) должен быть не менее 8 мм.
Монтаж углового спорткомплекса проводится в следующей последовательности:
”становить подвески снарядов на подпотолочных балках в соответствии со схемой.
Соединить подпотолочную балку 2500 мм с концами стоек перекладины с помощью мягкой проволоки.
Поднять конструкцию в верхнее положение, вывинтить муфту под центральной стойкой, снять проволоку.
Отметить на стенах места отверстий для балок.
Снять стойку, просверлить отверстие в стене, вставить дюбеля.
На счастье детям
Завинтить шуруп через пластину балки 1500 мм.
Смонтировать балку 2500 мм.
Завинтить шуруп через пластину балки 2500 мм.
”становить вторую стойку перекладины, вывинтить винт М20.
”становить на необходимой высоте перекладину.
Подвесить кольца (трапецию), качели.
Закрепить верх лестницы.
Наметить место кронштейна.
Просверлить отверстия, вставить дюбеля.
Закрепить лестницу.
Перед тем как разрешить ребенку заниматься, необходимо проверить прочность крепления каркаса и снарядов. Каждое из устройств, за исключением прыжковой лианы, должно выдерживать не только вес взрослого, но и рывки.
Эксплуатация «стадиона в квартире> должна сочетаться с периодическим осмотром узлов крепления. Вначале это надо делать ежедневно, затем — раз в неделю, а потом — раз в месяц. Я осматриваю свой комплекс еще реже.
Каждую неделю для разнообразия занятий производите смену снарядов (перекладину — на лонжу, кольца — на трапецию) и осмотр подвесок. Если потребуется, подвинтите винты М20 в стойках перекладины до надежного распора.
Наблюдая за сыном, я подумал, насколько ему было бы интереснее заниматься в спорткомплексе, если бы он был озеленен! Действительно, если стены и потолок увить диким виноградом, то ребенок воспримет это чуть ли не как джунгли, в которых он внезапно оказался. Не правда ли, такое нововведение придаст дополнительный стимул спортивным занятиям?
2700
Рис.4
101
Рис В