В. Скрипалев

НА СЧАСТЬЕ ДЕТЯМ


Как же и когда нужно заняться физическим разви­тием ребенка, чтобы защитить его от опасностей современного цивилизованного мира?

Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с посте­ли — помогают одеться; за ручку — к умывальнику (стой как манекен — умоют); сел за стол — все наре­зано, подготовлено; вышел на улицу — ведут, а ча­ще — везут; споткнулся — поддерживают; упал — под­нимут.

Ну а если наоборот: предоставить малышу возмож­ность самому преодолеть трудности, справиться со все­ми физическими нагрузками? При этом маленький че­ловек с первых месяцев учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подго­тавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, допустим, езды на велосипе­де, фигурного катания и т. д. Крепнут мышцы паль­цев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым — вот вам и профилактика травматизма!

А какие возможности в самой разнообразной дея­тельности откроются перед этими сильными, умелыми и ловкими руками!

Ребенок становится здоровым и сильным, уверен­ным в себе. ” него выше жизненный тонус, легко про­текают и вообще предотвращаются заболевания, ус­пешнее идут занятия в школе. Малыш, наконец, имеет возможность разрядиться после сидячих игр или школь­ных занятий и не слоняется в безделье из угла в угол. Важно еще и то, что физически развитому малышу хо­чется двигаться все больше и больше, и надо эту пот­ребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более слож­ных гимнастических упражнений.

Вот почему в доме Никитиных, например, есть шест, кольца, перекладина, лесенка и другие спортивные сна-

71

ряды. Даже в детской коляске у 5—6-месячного ма­лыша укрепляют свой «турничок».

Поразительные результаты использования в этой семье детского спортивного оборудования натолкнули меня на мысль разработать спортивный комплекс с учетом, с одной стороны, специфических потребностей детей в разнообразных движениях, а с другой — ма­лых размеров городских квартир. Хотелось, чтобы ком­плекс стал настоящим уголком здоровья и для взрос­лых, и для детей.

Когда малыш еще плохо стоит на ножках, он ищет дополнительную опору, взявшись за кольца или перек­ладину, улыбается, радуется, виснет на них, поджимая

ножки.

В спортивном комплексе эту потребность удов­летворяют следующие четыре снаряда: перекладина, кольца, наклонный канат и наклонная лестница. Опор­ные части всех снарядов сконструированы так, что они по своим размерам подходят и для годовалых малы­шей, и для взрослых.

Известно, что дети очень любят качаться. При этом они не только получают огромное удовольствие. У них развивается вестибулярный аппарат. В нашем комплек­се для качания предусмотрено четыре снаряда. Самым маленьким детям на одно из колец можно подвесить съемную грушу-качалку (из боксерского комплекта). Подросший малыш по наклонной лесенке может взо­браться на обычные качели. Но особой популярностью пользуются вертикальные и пружинные качели. Пер­вые сделаны из вакуумной резины, вторые — из цилин­дрической пружины. Взобравшись на эти качели, ма­лыш начинает плавно опускаться, а отталкиваясь от пола, стремительно взлетать вверх. При этом он хоро­шо чувствует фазы приземления и отталкивания.

Оборудованные в нескольких московских квартирах спортивные уголки имеют кольца. Дети в разных семь­ях независимо друг от друга изобретали одно и то же упражнение. Большой восторг вызывает оригинальный снаряд для вращения головой вперед или назад — вращающаяся лонжа (подвесной пояс), позволяющая выполнять одно за другим сальто без опоры ногами о дол. “акая лонжа не требует значительных усилий от маленького спортсмена и позволяет добиться быстрого



вращения: достаточно сгруппироваться, и можно начи­нать вращение вперед или назад.

Малыши охотно прыгают. В спорткомплексе это можно делать на батуте, который к тому же помогает смягчить соскоки со снарядов. Кроме того, сразу же после соскока на батут можно оттолкнуться и допрыг­нуть до другого снаряда.

Наконец, дети любят лазать. Для лазанья в комп­лексе используются стойки перекладины, наклонный канат и наклонная лестница. Но кроме этого, компакт­ное расположение снарядов спорткомплекса позволяет перелезать с одного снаряда на другой. При этом у де­тей появляется возможность изобрести множество до­полнительных упражнений.

Создать спортивный уголок в любой квартире не составит особого труда. Его полный вариант (11 снаря­дов) занимает всего 4 квадратных метра.

Большинство включенных в комплексы снарядов малогабаритны, хотя подходят и взрослым. Спортком­плекс монтируется в квартире без крепления к потолку и полу за 20—30 минут. В нашей однокомнатной квар­тире, на третьем этаже, мой сын Олег с полутора лет пользуется спортивным комплексом. Из-за врожденной слабости мышц брюшного пресса Олег не мог сидеть до года. А сейчас его любимым упражнением является вис углом на кольцах. На перекладине он с охотой вы­полняет то, что не под силу детям старше его на не­сколько лет.

Нас многие спрашивают: «Где достать спортком­плекс? Почему его нет в продаже?»

Можно не ожидать, пока промышленность наладит выпуск спорткомплексов: вот область, где отцы могут и должны многое сделать для своих детей, помогать им развивать силу, выносливость, ловкость! Разве это не наше мужское дело?

Пора всем взрослым по-иному взглянуть на роль физической культуры в воспитании детей с самого ран­него возраста.

ЛЮБИМЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

В семье педагогов Никитиных дети избавились от простуд, почти не болеют. Первый секрет — всесторон­няя закалка, вплоть до пробежек по снегу босиком.

Причем это делается по желанию самих детей. Вто­рой — создание целой системы физического развития детей (начиная с грудного возраста), внедрения в дом множества спортивных снарядов.

Не каждый решится отодвинуть полированную ме­бель и поставить перекладину. Да еще для детей! Мно­гие папы и мамы то и дело одергивают ребенка: «Это не для тебя! Не трогай! Посиди! Не лезь!» Не ведают родители, что они тем самым гасят возможности эф­фективного развития способностей своих детей. Не до­гадываются, насколько ребенку было бы легче учиться в школе, если его не ограничивали бы в движениях. Пусть он с самого раннего возраста занимается тем, что ему интересно и что он делает с удовольствием.

Интерес! Игра! Вот мотивы ребенка! Природа и здесь побеспокоилась: раз ребенок не может понять что-то по обязанности, пусть его искушают любопыт­ство и игра.

Вот какие соображения руководили мною, когда я попытался внедрить в дом игровые снаряды, более ин­тересные для детей. Пусть некоторых спортивных устройств не существует. Не беда. Можно придумать. Важно понять любимые движения детей.

Коль скоро ключ к домашнему спорту найден, мне думается, стоит поговорить о его месте в физическом развитии ребенка. Вряд ли спорткомплекс может быть универсальным средством. Скорее, он одно из средств. Достаточно вспомнить, например, что в упомянутой се­мье Никитиных есть целая система физического воспи­тания со своими спартакиадами, графиками, сравни­тельными данными и прочим. Домашний «стадион» Ни­китиных дополняет ряд сооружений во дворе. “ам и «русская стенка» (система труб), и наклонное бревно для спрыгивания, и перекладина, и лопинг, и гигантские шаги, и летний бассейн, и зимний каток, и, наконец, бе­говая дорожка.

Хочу особо подчеркнуть необходимость начала за­нятий на спорткомплексе «с пеленок». В этом меня убе­дил пример моего сына Олега. Он родился с некоторы­ми отклонениями от нормы. В годовалом возрасте с трудом стоял, держась за ограждение кровати. Заклю­чение врачей не оставляло надежд: «Либо вообще не будет ходить, либо будет ходить покачиваясь».


Как же быть? Я выделил часть комнаты под спорт­комплекс. В первых же висах на перекладине и коль­цах Олег начал поджимать ноги, а потом и подни­мать их.

Я убедился также в том, что занятия на спорткомп­лексе «с пеленок» помогают становлению характера, здоровой психики. Сильный и ловкий ребенок, которо­му легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолеть.

Имея в виду эти и другие достоинства введения спорткомплекса в квартиру, приобщения к спортивному развитию «с пеленок», можно утверждать, что он явля­ется хорошим подспорьем в разностороннем, гармо­ническом развитии ребенка. Среди дошкольных и школь­ных систем воспитания он может занять существенное место. Сдвиги начали появляться как-то незаметно. Обратили мы на них внимание, когда Олег поднял но­ги к перекладине и продел их между рук в висе вниз головой. Мы заметили, что у него улучшилось настрое­ние и появилась масса увлечений: то он конструировал электрички, то рисовал мелом на доске, то читал книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Многие из вас сами могут улучшить конструкцию снарядов. Ради здоровья детей, их разностороннего фи­зического и умственного развития, приобретения уверен­ности, право, стоит пошевелить мозгами.

радиционные снаряды — перекладина, трапеция и кольца — хорошо подходят и для малышей. В коляске или кроватке трехмесячного ребенка уже можно уста­новить мини-перекладину. Малыш берется за нее и на­чинает приподниматься. Чтобы попробовать переклади­ну «на вкус», он начинает подтягиваться. Однако дальнейшее вставание затруднено из-за ее низкого рас­положения. Мини-перекладину можно усовершенство­вать. Расскажу об устройстве перекладины, которую я установил над кроватью моей дочери Оли, когда ей было четыре месяца.

Собственно, это была уже система перекладин, напо­минающих лесенку из шести тонких (диаметром 15 мм)


палочек. Мы назвали ее «Встанька». Крепятся пере­кладины к двум боковым стойкам. Те, в свою очередь, к боковым решеткам кровати. Нижняя перекладина приближена к голове ребенка, верхняя — удалена.

На вторую, четвертую и шестую (верхнюю) пере­кладины до сборки нанизаны игрушки.

Занятия на лесенке «Встанька» состоят из трех уп­ражнений возрастающей сложности и проводятся при страховке взрослыми. Первое заключается в том, что ребенка сажают лицом к лесенке, чтобы он мог ухватить-ся за нижнюю перекладину и дотянуться до нижней игрушки. При выполнении второго упражнения ре­бенка ставят лицом к лесенке, чтобы он мог ухватить­ся за верхнюю перекладину и поиграть верхней игруш­кой. Стоящий ребенок упирается животом в нижнюю перекладину. Страхующий взрослый следит, чтобы ножки малыша были расставлены пошире, опирались на полную ступню, носками наружу. ”став, ребенок, пе­ребирая руками перекладины, сам опустится вниз. Продолжительность занятий постепенно увеличивает­ся от нескольких секунд до нескольких минут. При этом ребенок должен выполнять упражнение с удовольстви­ем. В противном случае занятия прекращаются.

Для упражнения в висе в спорткомплексе имеются перекладина, кольца, трапеция.

Стойки перекладины диаметром 34 мм одновре­менно держат весь каркас. Это позволяет избе­жать дополнительного крепления стоек к полу и по­толку путем просверливания в них отверстий. В верхнюю часть стоек перекладины вставлены втулки с резьбой, в которые вворачиваются распирающие винты М20. Последние и прижимают верхнюю часть каркаса с под­весками снарядов к потолку. Для верхних балок мож­но использовать швеллер с полкой 50 мм, квадратную трубу или брус сечением 70X90 мм. В стойках сдела­ны отверстия диаметром 10 мм для винтов переклади­ны через каждые 100 мм, начиная с высоты 800 мм от пола. Винты через стойки входят в нарезные отверстия перекладин. Расстояние между стойками — 750 мм.

Другим снарядом для виса являются кольца. Для быстрого изменения высоты подвески колец применя­ют зажимы в виде цифры восемь. Когда ребенок наиг­рается на кольцах, вместо них при помощи раздвиж-


ных крючков подвешивают трапецию. Этот снаряд можно использовать и как перекладину. Однако для занятий на ней требуется большая сноровка. Во-первых, диаметр трапеции больше, чем перекладины и колец. Во-вторых, она вращается вокруг продольной оси, поэтому кисти рук должны быть цепкими.

Начавший ходить малыш приближается к перекла­дине, тянется к ней. ”хватившись, он пытается под­жать ноги, повисеть. “ак продолжается по многу раз в день без всякого напоминания с вашей стороны. Это первое упражнение для детей годовалого возраста. Моя дочь Оля попробовала выполнить его в девять месяцев. Она спокойно и с удовольствием висела около 10 се­кунд на перекладине и кольцах. Как-то я приподнял Олю к прыжковой лиане. Девочка крепко уцепилась за нее, но, как только я отвел руки, разжала пальцы. Повторил несколько раз — тот же результат. В чем же дело? Под тяжестью тела ребенка резина растяги­вается и диаметр трубки уменьшается. Это, видимо, воспринимается как сигнал о ненадежности опоры, и малыш разжимает пальцы. Поэтому предостережение:

Не подсаживайте дошкольников

к резиновым подвескам (лианам)!

Страхуйте их при первых

самостоятельных попытках

взяться за лианы!

В остальных случаях страховка не требуется. Об­щие методические приемы занятий на снарядах при­мерно одинаковы. О них будет рассказано отдельно.

В висах укрепляются мышцы ладоней, рук, плеч, груди, спины и живота. Поэтому ребятишки начина­ют быстро прогрессировать.

Для выполнения виса на согнутых ногах с помощью рук необходимо уметь делать угол. Из этого положе­ния ребенок поднимает согнутые ноги к перекладине, проносит их между руками, захватывает под коленками перекладину и висит сколько ему нравится.

После уверенного освоения этого упражнения стоит попробовать выполнить вис завесом. Возврат в исход­ное положение осуществляется в обратной последова­тельности.

Более трудным вариантом данного упражнения яв-


78

В. Скрипалев

На счастье детям

ляется вис на согнутых ногах без помощи рук. Его на­до осваивать на небольшой высоте и постепенно. Вы­полнив описанные выше движения, вначале следует отпустить одну руку. Затем снова ухватиться за перекла­дину двумя руками и отпустить другую руку. Наконец, почувствовав уверенность, отпустить обе руки и выпря­мить туловище. Возврат в исходное положение выпол­няется в обратной последовательности. Можно также сделать соскок (с небольшой высоты!) с опорой на ки­сти. Ноги при этом следует разогнуть энергично. Поз­же можно раскачаться и сделать соскок на ноги полу­оборотом назад (со страховкой).

Освоивший все эти упражнения ребенок может по­пробовать выполнить более сложное упражнение, на­пример, подъем переворотом в упор силой. Из виса ступни прямых ног подносят к перекладине и подтяги­ваются на руках в висе согнувшись. При этом тело удерживают у перекладины, последовательно скользя по ней голенями, коленями, бедрами и т. д. Как только центр тяжести тела поднимется выше перекладины, нужно быстро выпрямиться и выйти в упор на прямые руки.

становлено, что дошкольники склонны прежде все­го к висам и динамической гимнастике, так или иначе развивающей их скелетно-мышечную систему и вести­булярный аппарат. Гимнастика взрослых добавляет к этому комплексу движений силовые, статические уп­ражнения. Вначале дети выполняют их, подражая взрослым.

Интересные статические упражнения показали Ан­тон, Аня, Юля, Ваня и Люба Никитины. Опишу неко­торые из них.

Вис на согнутых руках в группировке. Мы назвали это упражнение «колобок». Из виса ребенок подтяги­вается на руках (подбородок выше перекладины), под­тягивает согнутые ноги высоко к груди и сохраняет это положение сколько сможет.

Вис углом можно выполнять взявшись руками толь­ко за одну стойку перекладины. Юля берется за нее левой рукой ниже уровня пояса, а правой — выше го­ловы. “олчок — и обе ноги замирают в положении угла слева от стойки. Как легко догадаться, левая ру­ка является опорной, а правая — растягивается, «ра-



ботает на вис». Если руки поменять местами, то угол будет выполнен вправо от перекладины.

Несмотря на то что кольца являются подвижной опорой, их тоже можно использовать для различных статических упражнений. Прежде всего — это вис сог­нувшись сзади. Необходимо следить за школой: ноги должны быть сведены вместе, а носки вытянуты. При выполнении этого упражнения следует медленно подни­мать ноги вверх, как при подъеме переворотом на пе­рекладине.

Из виса согнувшись физически развитому ребенку можно перейти к выполнению виса прогнувшись. Для этого надо плавно отвести голову назад и, поднимая ту­ловище вверх, прогнуться. При угрозе падения нужно вновь согнуться и повторить движение. ”пражнение лучше выполнять на небольшой высоте.

гол в висе можно выполнить и на кольцах, хотя сделать это труднее, чем на перекладине из-за подвиж­ности опоры. Следующим, более сложным упражнени­ем является упор углом. Для этого надо кольца под­весить пониже и выйти в упор на руках. Слегка откло­нившись назад, локтями зажать туловище. Руки прямые. Плавно поднять прямые ноги с вытянутыми носками.

На кольцах можно выполнять и «колобок», как на перекладине. Можно устроить соревнование между ре­бятами: кто из них дольше сохранит эту позу.

Снарядом для прыжков в комплексе служит прыж­ковая лиана. В нашей семье за ней закрепилось название «лунная лиана». Она сделана из упругой вакуумной цилиндрической резины, свисающей в виде полукольца из отверстий подпотолочных балок. Высоту подвески прыжковой лианы и ее диаметр нужно подобрать таким образом, чтобы натяжение резины в момент касания пола уравновешивало вес ребенка. При взлете необхо­димо подтягиваться подбородком к резине, а в последую­щих занятиях даже выходить в упор спереди.

Естественно, это не сможет сделать ребенок в воз­расте трех-четырех лет.

Для прыжков предназначен и комнатный батут. Его боковые стороны повторяют нижний периметр комплекса. Боковины батута можно сделать из сталь­ного троса, подкидывающую плоскость — из веревоч­ной или капроновой сетки. Батут одновременно выпол-



няет функции и гимнастического мата, и глушителя соскоков (внизу—соседи). Высота подвески батута незначительна (5—10 см от пола), для того чтобы можно было оттолкнуться не только от батута, но и от пола. Иначе ребенок может привыкнуть к мягкой опоре.

Батут дает также возможность спрыгнуть на него с одного снаряда и, оттолкнувшись, перелететь на дру­гой: на наклонную треугольную лесенку, лиану-качели, верхнюю часть каната или прыжковую лиану.

При отсутствии батута на пол можно положить обычный ковер, поролон или гимнастический мат.

Кольца могут быть использованы и для вращения. Малыши сами изобретают интересные упражнения. Од­но из них мы назвали «вертолет». Высота подвески ко­лец — чуть ниже ладоней вытянутых вверх рук. Взяв­шись за кольца, малыш с помощью толчковой ноги за­кручивается в любую сторону. Другая нога носком касает­ся пола. Когда веревки совьются в жгут и дальнейшее закручивание уже невозможно (нет контакта с опорой), ребенок поджимает ноги. Жгут начинает с ускорением раскручиваться, и ребенок вращается все быстрее. Ес­ли же, надев страховочный пояс (вращающуюся лонжу), делать сальто вперед или назад, получится упражне­ние, которое называется «космонавт». Олег выполняет его так. Встав на стул, он надевает пояс и затягивает его потуже. Стул убирается. Олег выпрямляется, под­нимает руки в стороны-вверх и отталкивается от стоек вперед или назад. Начав вращение головой вперед-вниз, он группируется: голову наклоняет к груди, сгибает но­ги и берется руками за веревки пояса. В таком поло­жении заканчивается оборот. Затем все движения не­прерывно повторяются. Вначале я помогал сыну. В шесть лет он уже выполнял самостоятельно до 30 обо­ротов подряд. Ваши дети наверняка смогут вращать­ся и другими способами, пусть попробуют. Количество подходов и оборотов — индивидуально, по настроению малыша.

В спорткомплексе предусмотрены так необходимые ребенку обычные качели. В целях безопасности я скру­глил все прямые углы напильником. Еще лучше вместо доски использовать старую покрышку от малолитраж­ного автомобиля или надутую камеру, тогда качающий-


ся ребенок не нанесет качелями травму другому малы­шу, находящемуся поблизости. Сразу же хочу подчерк­нуть:

Не усаживайте малыша на качели!

Пусть он сам заберется на них. Он должен чувство­вать силу своих пальцев, уметь сохранять равновесие. И боже вас упаси раскачивать ребенка! Иначе не ус­пеете ахнуть, как он соскользнет с качелей. Пусть «му­чается» сам и учится раскачиваться. В этом его разви­тие! И физическое, и умственное.

Не укрепив мышцы туловища и рук, ребенку не сле­дует пользоваться качелями. Для первых проб качели нужно подвесить на высоте 20—30 см от пола. Когда Оле было два года, я с интересом наблюдал ее пер­вые робкие движения. Девочка поднимала и опускала ножки, качнувшись — удивлялась, задумывалась, раз­мышляла.

Лиана-качели представляет собой конструкцию, аналогичную конструкции прыжковой лианы. Цилин­дрическая резина полукольцом крепится к подпотолоч-ным балкам. ” нее два отличия от прыжковой лианы. Во-первых, она раза в два толще, а во-вторых, короче. В силу этого малыш, усевшись на нее, уже не может опуститься до пола. Да и забраться на такую высоту сможет только достаточно подготовленный ребенок, освоивший лазанье в верхней части комплекса. Он уса­живается поудобнее и качается вверх-вниз.

Для скатывания в спорткомплексе предусмотрена катальная горка. Кстати, мамы и папы тоже могут ее опробовать. Она имеет вид усеченной четырехгран­ной пирамиды, лежащей на боковой грани. Внутри пирамиды устроены полки для хранения игрушек. Дву­мя гранями пирамиды являются часть стены и пола. Скользящей поверхностью горки является верхняя грань. ”гол ее наклона — 30°. Как видим, пирамида не имеет ни одного прямого и тем более острого угла. Ребра скруг­лены напильником. Материалом для изготовления пи­рамиды служат полированные древесностружечные пли­ты (ДСП), желательно в тон мебели. В качестве мате­риала можно взять пластик.

пражнений на катальной горке множество. При этом надо учесть, что тормозом и опорой при игре на

84

В. Скрипалев

пирамиде служат ладони и ступни. Не стоит кататься в обуви: исцарапанная поверхность ухудшает скольже­ние. Начинать следует с упражнений в положении ле­жа, как наиболее легких. Взобравшись на верхнюю часть пирамиды, например, по кроватке, малыш ложит­ся на живот ногами вперед, не отрывая ладоней от по­верхности. Затем поднимает руки и скользит вниз. В конце пирамиды он опускает ноги и касается ими пола.

Следующее упражнение — скатывание лежа на жи­воте, руками вперед. Приземление осуществляется на вытянутые пружинящие руки. “акое упражнение оказа­лось Олегу под силу, как только он освоил лазанье.

Более сложным является скатывание сидя ногами вперед. При этом развивается довольно большая ско­рость. Папы и мамы могут в этом сами убедиться. При­земляясь, ребенок должен успеть согнуть ноги. Для на­чала можно подстилать в месте приземления поролон.

становленная в спорткомплексе наклонная треу­гольная лестница для развития равновесия протянута не вдоль стены, а через весь комплекс: по большой диагонали от дальнего правого угла (от пола) к ближ­нему левому. Это удлиняет общий путь лазанья до 4 м. Ребенок в любой момент хорошо видит, на какой высоте он находится. Небольшой угол подъема (около 30°) позволяет ему своевременно почувствовать свой предел высоты. Кроме того, расположение лестницы дает возможность использовать ее для лазанья не только сверху, но и снизу.

Лестница имеет форму треугольника, вершина кото­рого закреплена внизу, на высоте 30 см от пола. Сту­пеньки лестницы отверстиями нанизаны на стальной трос диаметром 6 мм. Они опираются на трубки оди­наковой длины, также нанизанные на трос. Основание треугольника крепится вверху к опоре, которая находит­ся на конце продольной горизонтальной балки. Оба конца троса продеваются в отверстия опоры по канав­кам коушей и закрепляются зажимными планками.

Для предотвращения обрыва троса вершина треу­гольника лестницы скруглена. “рос продевается внутрь со­гнутой полукольцом трубки. “рубка через стяжку кре­пится к кронштейну. Основание кронштейна привернуто к стене четырьмя гайками и винтами. Винты вставлены

На счастье детям

85


головкой в отверстия в стене. На винты надеты цилинд­рики. Часть цилиндрика, опирающаяся на конус головки винта, распилена крестообразно на глубину 10 мм. При завинчивании гайки основание кронштейна давит на цилиндрик, и его распиленный конец, скользя по конусу головки, раскрывается, как зонтик, вдавливаясь в стенки отверстия и обеспечивая надежное крепление каждого винта.

Стяжка служит для регулирования натяжения ле­стницы. Хочется особо подчеркнуть:

Не натягивайте трос слишком сильно!

Цирковые канатоходцы никогда не натягивают трос наподобие струны, он всегда провисает. Не стоит вместо троса брать кабель с алюминиевым или медным прово­дом: первый оборвется, а второй вытянется.

Лестница привлекательна еще и тем, что она связывает между собой все десять снарядов спорткомплекса.

В спортуголке большой выбор снарядов для лаза­нья. Обычный канат, подвешенный за верхний конец, может быть дополнен наклонным канатом, закреплен­ным за оба конца. Последний, как и наклонная треуголь­ная лестница, протянут через весь комплекс: по большой диагонали от дальнего левого угла (у пола) к ближне­му правому углу. Вертикальные качели из цилиндри­ческой вакуумной резины, похожие на лиану, свисают в виде полукольца и тоже могут быть использованы для лазанья. Стойка перекладины служит также шестом, а подвески колец и качелей — канатами. На наклонной треугольной лестнице можно и балансировать, и, как было сказано, лазать, причем лазать и сверху и снизу.

К тому же снаряды можно менять местами. Для этого у колец и качелей подвески заканчиваются пово­ротными крючками. Вместо колец или качелей можно подвесить трапецию. На это уходит всего несколько се­кунд. Стоит обратить внимание на диаметр опорных частей снарядов. Ладонь годовалого малыша должна полностью обхватывать перекладину, кольца, подвеску качелей, боковины лесенки. Для этого их диаметр дол­жен быть в пределах 15 мм. “акую же толщину имеет и прыжковая лиана. Лиану-качели, канаты и трапецию


осваивают малыши постарше. Поэтому диаметр этих снарядов близок к 25 мм.

По резиновой лиане, стойкам перекладины, подве­скам колец и качелей, наконец, по наклонной треуголь­ной лестнице можно лазать сколько душе угодно: это и интересно, и полезно, и безопасно. А если к тому же сделать так, чтобы наверху можно было отдохнуть, посидеть, покачаться? Да это же мечта каждого ре­бенка! “ем более что для этого ничего не надо допол­нительного придумывать. Надо только отдельно стоящие снаряды сблизить до такой степени, чтобы получилось «ветвистое дерево». Лучше всего, когда расстояние между соседними снарядами колеблется от 0,5 до 1 м.

С колец ребенок может попасть на качели, перекла­дину и вертикальные качели. С вертикальных качелей малыш легко опустится на лестницу, перелетит на пе­рекладину, дотянется до каната. Таким образом, эти четыре снаряда будут взаимосвязаны.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Спорткомплекс появился в нашей семье, когда Оле­гу было полтора года. Вис он освоил к двум годам, ка­чание — к трем, равновесие и прыжки — к четырем. В пять лет он охотно лазал и вращался на снарядах. В шесть лет у Олега появилась катальная горка, от которой он в первый день не отходил часа полтора. В девять месяцев с моей помощью Ольга уже опробо­вала ряд снарядов спорткомплекса: висела на перекла­дине и кольцах, качалась на качелях, каталась с ка­тальной горки.

Вместе с тем родители тоже могут заниматься на комплексе. Не стоит пренебрегать и детскими упраж­нениями. В семьях, где один ребенок, пример взрос­лых, прежде всего папы, пробуждает у малыша инте­рес к занятиям, способствует его развитию.

читателя может возникнуть вопрос: «А не слиш­ком ли большую нагрузку испытывает еще не окреп­ший организм малыша?» Можете на беспокоиться.

Ребенок занимается тем, что интересно. А интерес­но ему будет только до тех пор, пока не появятся пер­вые признаки утомления. Как только он немного устанет,



он сам отойдет от снарядов. Вот почему родители не должны принуждать отказывающегося ребенка про­должать занятия.

СТРАХОВКА

Ни у меня, ни у жены не было времени не только на то, чтобы заниматься с ребенком, но даже для того, чтобы страховать его во время занятий на снарядах. Да так и было задумано. Чтобы предлагать подобный «стадион в квартире» массовому потребителю, нель­зя было не учитывать, что большинство родителей за­няты на работе. Но одно дело — теория, другое де­ло — практика. Любопытство брало верх: как сможет малыш учиться самостоятельно? А он, надо отдать ему должное, обучался терпеливо и настойчиво. Видимо, здесь проявлялся врожденный исследовательский реф­лекс, свойственный всем малышам.

Страховка в ограниченном объеме может понадо­биться некоторым детям: есть же сорвиголовы! Кро­ме того, обязательно следует страховать детей, которых ограничивали, опекали в движении, а на комплексе они стали заниматься в возрасте старше двух лет. Преиму­щественно страховать нужно в самом начале освоения комплекса, в особенности на таких снарядах, как прыж­ковая лиана и лиана-качели. Я уже писал о том, что чувствует ребенок, когда резиновая трубка при натя­жении становится тоньше. Следует присмотреть за деть­ми, когда они начинают осваивать качели.

Гораздо важнее не допустить перестраховки. В про­тивном случае ребенок привыкнет все делать при ва­шей помощи. Эффект от таких занятий, сами понимае­те, будет ничтожный. Следует смелее, чем это приня­то, доверять ребенку. Кто это сделает, воспитает, на удивление своим осторожным соседям, умственно и физически развитого, смелого и оптимистичного ре­бенка.

Спортивный комплекс, как это ни покажется стран­ным, может быть эффективно использован для общения с ребенком, формирования его духовного облика. Ис­следования английских ученых показывают, что социа­лизация личности начинается в ранний дошкольный пе­риод. До этой поры в голове ребенка, так сказать,


«нравственный вакуум». Заполняться он начинает по­степенно, в общении с членами семьи и окружающими.

Если взрослый не проявит искреннего интереса к занятиям, а ребенку будет указывать покровительствен­ным тоном, как надо заниматься, дело не сдвинется с места. Ни один ребенок не рождается с ощущением, что им должны понукать.

Другое дело, если родители поймут все это своевре­менно, увидят в ребенке личность, начнут общаться с ним, как с равным.

рудно перечислить все возможные ситуации обще­ния с ребенком на занятиях в спорткомплексе. Проще постараться со всей серьезностью войти в роль сото­варища по занятиям. В этом общении на равных в сознании трехлетнего ребенка начнут формироваться нравственные категории: «плохо», «хорошо», «вредно», «полезно» и т. д.

Развитие творческих способностей в ходе занятий на снарядах комплекса влечет за собой потребность выдумывать, конструировать, рисовать, моделировать, узнавать все больше и больше.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Каждое утро, невзирая на погоду, надо совершать пробежку или ходить на лыжах. Длина дистанции за­висит от вашего физического состояния.

В сильный мороз целесообразно сделать разминку дома. Открыв окно, растяните все связки, разомните суставы, разогрейте мышцы перед бегом на своей «за­конной спортивной территории».

пражнения могут быть любые из рекомендуемых в журналах и газетах и обязательно — универсаль­ные, встречающиеся чаще других. Например, медлен­ные силовые вращения головой. Руки, положенные на затылок, препятствуют вращению. Дыхание произволь­ное. Это упражнение способствует поддержанию функ­ций сосудов шеи и головного мозга. Или мост. В спорт­уголке его проще всего выполнять, став спиной к сте­не на расстоянии около полуметра. Пяти прогибаний назад с постепенной перестановкой рук по стене все ниже к полу вполне достаточно для разминки мышц живота, груди и плеч.

Подтягивания на перекладине. Начинать надо с про­стых висов и попыток хотя бы немного согнуть руки. В этом простом на вид упражнении участвует большая группа мышц ладоней, рук, плеч, груди, живота и спи­ны. Начав с 2—3 подтягиваний, я постепенно (за пол-тора месяца) довел их количество до 10. Один мой то­варищ говорил, что он определяет свое самочувствие по тому, сколько раз подтянется утром.

Подъем в упор силой. Подтянувшись (подбородок выше перекладины), попытайтесь поставить кисть силь­ной руки (локоть вверх) в положение упора. Для это­го надо энергично подтянуться к перекладине н рывком послать плечо вверх. Когда кисть примет положение упора, перенесите на нее тяжесть тела и сделайте анало­гичный рывок другим плечом. После этого, выпрямив руки, следует выйти в упор на перекладине. Люди с развитой мускулатурой делают это двумя руками одно­временно.

пор углом на кольцах. Полнота в наше время не такое уж редкое явление. И вместе с тем существует эффективное средство избавления от живота. Каж­дое утро (я это делаю после бега) достаточно несколь­ко упражнений на кольцах — и эффект гарантирован. Необходимо установить кольца на уровне кистей опу­щенных рук. Взяться за кольца и поднять прямые но­ги в положение «угол». Ноги вместе, носки вытянуты, колени выпрямлены. Руки как бы зажимают туловище локтями, не допуская падения назад. “акое положение удерживать 3—5 секунд, затем плавно опустить ноги на пол. Повторить упражнение до 15 раз.

Подъем переворотом на перекладине. В условиях до­машнего спорткомплекса это упражнение можно выпол­нить на низкой перекладине (высота 1 м 25 см) сле­дующим образом. Взяться руками за перекладину хва­том сверху, опуститься под перекладину на согнутые ноги до выпрямления рук, а затем выпрямить ноги вперед и опереться пятками о пол. Из этого положения поднять ноги в положение «угол» и далее, не останав­ливаясь, поднести носки ног к перекладине и, сгибая руки, поднимать сомкнутые прямые ноги вверх, каса­ясь ими перекладины, до тех пор, пока таз не подни­мется до ее уровня. Затем, опуская ноги назад и вниз, нужно резко выпрямить туловище, выпрямить руки,

прогнуться и зафиксировать положение упора. Опу­ститься вниз можно любым способом. Повторить упра­жнение 4—5 раз.

Оборот вперед. Это упражнение выполняется после подъема переворотом. В упоре на перекладине прогни­тесь и начинайте вращение вперед. Когда голова ока­жется внизу, согнитесь, стараясь ускорить движение верхней части туловища по сравнению с движением ног. В этой фазе очень важно сохранять контакт тазо­бедренных суставов с перекладиной.

Оборот назад. Этот элемент начинается в упоре на перекладине с небольшого маха прямыми ногами назад (носки вместе). Коснувшись перекладины, начать обо­рот назад, удерживая туловище и ноги в прямом поло­жении. Выполнив оборот, следует максимально про­гнуться и отвести плечи и голову назад.

Качание. На качелях с полутораметровой подвеской я за 5 минут снимаю усталость после рабочего дня. Попробуйте качаться, меняя длину веревок, и фикси­руйте свои ощущения в дневнике. Не исключено, что вам удастся подобрать «усыпляющий» ритм. “огда при ежедневном качании на этой высоте в течение 10 минут вы за месяц можете справиться с бессонницей. Если вас укачивает в транспорте, то при систематиче­ском качании и от этого недуга можно практически избавиться.

Спорткомплексы меньших размеров

Не в каждой квартире удается выкроить для спорт­комплекса 4 квадратных метра. Правда, эти 4 м исполь­зуются не только для занятий спортом. Здесь установ­лена кровать, катальная горка является удобным шкаф­чиком для игрушек, на стенах можно повесить наглядные пособия, географические карты и даже грифельную доску. А что делать, если столько места нет? Мы учли эту возможность и расскажем о некото­рых более экономичных, но, естественно, менее эффек­тивных вариантах спорткомплекса.

Спорткомплекс 2 X 1,5 м

Первый сокращенный вариант комплекса занимает 3 квадратных метра. Его можно оборудовать в комнате

любой формы: как прямоугольной, так и квадратной. Сохранив признаки основного комплекса, он имеет не­которые отличия. «“»-образный рисунок потолочных горизонтальных балок заменен на «Г»-образный. Раз­мер балок — 2 и 1,5 м. Эта конструкция подпирается снизу двумя стойками перекладины с винтами М20, ус­танавливаемыми под длинной балкой: одна — в центре ее углового соединения с короткой балкой, другая — на расстоянии 750 мм от первой. Обе горизонтальные балки на свободных концах имеют металлические пла­стины для крепления комплекса к стенам. “ретья пла­стинка накладывается в месте их соединения. “аким образом, вся «Г»-образная конструкция комплекса при­жата к потолку стойками перекладины, а ее концы кре­пятся к стенам. ”стойчивость системе придает и на­клонная треугольная лесенка. Она протянута из нижнего угла комнаты к центру соединения горизонтальных ба­лок и является дополнительным креплением комплекса. Под длинной балкой помимо перекладины с враща­ющейся лонжей размещены и кольца, которые можно заменить на трапецию. Под короткой балкой, в центре, рядом с боковиной лесенки, подвешен канат. Дальше, к стене, на высоте 1,5 м от потолка расположены ка­чели. Лиана из вакуумной цилиндрической резины про­тянута приблизительно от центра одной горизонталь­ной балки до центра другой. Потеснив ее к концам ба­лок или к центру, можно подвесить и вторую. Под ка­челями вдоль стены можно поставить кровать или ком­натную катальную горку. “аким образом в меньшем объеме размещаются все основные снаряды спортком­плекса.

Спорткомплекс 1,5X0,75 м

Второй сокращенный вариант занимает чуть больше 1 квадратного метра. Если бы меня спросили: «Что луч­ше? Иметь такой комплекс или не иметь его вовсе?» — то я ответил бы: «Лучше иметь такой!»

Все сказанное о первом сокращенном варианте от­носится в равной степени и ко второму. ” последнего такая же «Г»-образная компоновка горизонтальных ба­лок, поддерживаемых двумя стойками перекладины с винтами. Размер длинной балки — 1,5 м, короткой —


0,75 м. Одна стойка перекладины размещается в месте сочленения балок, другая — в середине длинной балки. На оставшиеся 0,75 м этой балки подвешивают кольца. Под короткой балкой размещены: у сочленения с длинной балкой — канат, а ближе к стене — качели. Другими словами, компоновка второго сокращенного варианта комплекса повторяет первый вариант. Однако снаряды размещены еще компактнее.

Кроме того, в данном случае уже будет трудно раз­местить вторую лиану и невозможно вписать в эти га­бариты кровать и катальную горку. Однако спортив­ный уголок все же окажет существенное влияние на развитие дошкольников.

Вместе с тем три варианта предлагаемых мною комп­лексов не претендуют на исключительность, не явля­ются истиной в последней инстанции. Проблема разви­тия физической культуры по месту жительства только поставлена. Давайте, уважаемые родители, решать ее сообща! Много разнообразных и интересных снарядов и приспособлений можно сделать самим. “ем более квар­тиры у всех разные. Чем меньше квартира, тем боль­ше простора для работы мысли. Давайте пробо­вать, может быть, нам что-то удастся сделать.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Опора с ребром используется в линейном варианте спорткомплекса. Длинную балку укорачивают и кре­пят к ее концу гайку М20. В гайку вворачивают винт М20, головка которого входит в гнездо опоры. Опора имеет на концах два отверстия для крепления верх­него конца наклонной треугольной лесенки.

Опора над правой стойкой перекладины имеет две ко­сынки и вкладыш. На нижней косынке расположены отверстия для крепления прыжковой лианы и для го­ловки винта М20 стойки перекладины. Отверстие верх­ней косынки используется для винта М20 дополнитель­ной вертикальной стойки (если высота комнаты более 2,5 м). Две дополнительные вертикальные стойки, рас­положенные над стойками перекладины, обеспечивают изготовление снарядов одинаковой длины для потолков разной высоты.

Место соединения длинной и короткой балок выпол-


няют в виде тройника. В верхнюю часть стойки втул­ку можно не приваривать. Достаточно сделать насеч­ку для удержания ее отверткой во время монтажа и укрепить свободной посадкой. Чертежи линейного ва­рианта спорткомплекса разработаны для балок из тру­бы прямоугольного сечения.

гловой вариант устройства дается на примере ис­пользования швеллера № 5. В этом случае можно изготовить более простые варианты подвесок снаря­дов.

Гибкий вариант спорткомплекса не имеет ни стоек, ни балок. Вся нагрузка ложится на верхний трос, в качестве которого используются боковины наклонной треугольной лесенки. Самое главное — прочно укрепить трос у верхней части стены. В отверстие стены встав­ляется винт головкой вперед. На него надеваются втул­ка, кронштейн для крепления троса и навинчивается гайка. При навинчивании гайки распиленный конец втул­ки раскрывается подобно зонтику и обеспечивает на­дежное крепление троса подвески. Аналогично крепит­ся и нижний конец наклонной треугольной лесенки.

Кроватная лесенка «Встанька» крепится так, чт©бы лежащий ребенок мог ухватиться за нижнюю перекла­дину. Верх лесенки необходимо установить под углом примерно 45° от головы ребенка. В этом случае стоя­щий малыш достанет до верхней перекладины. Лесен­ка «Встанька» крепится двумя винтами с гайками. Один из них пропускают через верхнюю боковину кровати и боковину лесенки в 100 мм от ее конца. Другой винт проходит через вертикальный пруток боковины крова­ти и конец боковин лесенки. Никаких дополнительных креплений больше не требуется, хотя со стороны кон­струкция и кажется хрупкой. Маленькие игрушки сле­дует подвешивать внизу, крупные — вверху. Для шести перекладин подходят палочки от сачков.

Перекладина изготавливается из трубы с вваренны­ми в торцы гайками. “орцы трубы и гайки должны фик­сироваться в боковых стойках перекладины. Это до­стигается с помощью винтов М8, ввинчиваемых через стойки в торцевые гайки перекладины.

Кольца обычно изготовляют из проволоки толщи­ной 7—8 мм и длиной 380—400 мм. Диаметр колец должен быть примерно 120 мм. Хорошо, конечно, если


они будут сварными. Если же такой возможности нет, возьмите кусок проволоки на 100 мм длиннее, спилите концы «на ус», соедините их и на место соединения на­деньте резиновую трубку или обмотайте его лентой. Кольца подвешивают на высоте 800 мм от пола (для годовалого ребенка) и выше. Для изменения высоты подвески колец служат «восьмерки» диаметром 7 мм. Верхняя половина «восьмерки» — кольцо с внутренним диаметром, равным толщине веревки. Нижняя половина «восьмерки» — эллипс, малый диаметр которого ра­вен одной толщине веревки, а большой диаметр — двум. Веревку с подпотолочной балки пропускают через верхнее, а затем через нижнее отверстия «восьмерки», сквозь карабин, кольцо и конец веревки привязывают за нижнее отверстие «восьмерки». Передвигая «вось­мерки» вверх или вниз, можно быстро изменить высоту колец.

Трапецию или боксерскую грушу подвешивают вме­сто колец к тем же веревкам. Для этого поворачивают крюки карабина, вынимают кольца, вставляют шейки трапеции и закрывают карабины. Возможен и другой вариант. На шейках трапеции монтируют «восьмерки», верхнюю часть которых крепят за карабины подвесок. “рапеция ничем не фиксируется в «восьмерках» и, сле­довательно, может поворачиваться. Поэтому для рабо­ты на ней нужны осторожность и крепкие пальцы.

Прыжковая лиана выполняется из вакуумной рези­ны (шланга) диаметром 12—16 мм, длиной около 2,5 м. Нижняя точка прыжковой лианы находится на расстоянии 900 мм от потолка. Крепление прыжковой лианы к подпотолочным балкам осуществляется сле­дующим образом. В отверстие шланга вставляют винт (его диаметр на 2—3 мм больше внутреннего диаметра шланга). Конец шланга обматывают проволокой, и та­ким образом он оказывается больше диаметра отвер­стия, в которое пропущена прыжковая лиана.

Высоту подвески и диаметр резины подбирают из тех соображений, чтобы лиана в момент касания ре­бенком пола уравновешивала его вес. Крепить ее кон­цы к крюкам надо особенно тщательно, чтобы она не соскакивала с крюка.

Лиана-качели имеют диаметр 22 мм и более, дли­ну — около 2 м. Нижняя точка лианы-качелей находит-

ся на расстоянии 700 мм от потолка. Они крепятся так же, как прыжковая лиана.

Вращающаяся лонжа представляет собой страховоч­ный пояс, крепящийся к опорам. Опоры надевают на стойки перекладины и крепят в их отверстиях с по­мощью пальца. В выточки корпуса вставляют упорные и радиальные подшипники, разделяемые перемычкой и кольцом. Внутрь подшипников пропускают серьгу, в которую продевают веревку страховочного пояса. На конец серьги навинчивают две гайки.

Качели часто продают в магазинах «Детский мир», так что покупайте любые. Однако подвешивать качели лучше по типу колец. Восьмерки позволяют быстро ме­нять высоту подвески, карабины — заменять качели другими снарядами.

Не забудьте скруглить напильником углы качелей! Самодельные качели лучше изготовить в виде эллип­са. В обоих случаях уменьшается опасность травмы другого ребенка, который, зазевавшись, может оказать­ся на пути качающегося. Можно, как уже говорилось, использовать покрышку или камеру малолитражного автомобиля.

Комнатная катальная горка имеет наклонную сколь­зящую плоскость длиной 160—170 см из обычных поли­рованных древесностружечных плит, которые можно купить в магазинах «Стройматериалы». Крышку пира­миды подвешивают на рояльных петлях. Несущей ос­новой катальной горки являются две внутренние вер­тикальные рамки, крепящиеся торцами к стене. Мас­сивную крышку лучше разделить на две части. На каж­дой из них должны быть защелки, фиксирующие крыш­ку в открытом положении.

Наклонная треугольная лестница является самым эффективным снарядом спорткомплекса для развития чувства равновесия. При изготовлении лестницы тре­буется повышенное внимание. Делается она из сталь­ного троса диаметром 4—6 мм, закрепляемого на стене на высоте 300 мм от пола. Ступеньки лестницы могут быть из дубовых палочек 30X20 мм или дюралевых (бамбуковых) трубок диаметром 20—25 мм, имеющих длину от 90 до 450 мм. Чтобы ступени не сдвигались, между ними на трос надевают пластмассовые трубки длиной 220 мм.

Вершина острого угла, образованного боковинами лестницы, через стяжку соединена с кронштейном, ко­торый крепится к стене спорткомплекса (описано выше). Стяжка служит для регулирования провиса лесенки. Концы боковин троса ложатся в коуши, вставленные в отверстия подпотолочных балок. При помощи зажима они крепятся к верхним частям боковин троса. В нижней части трос наклонной лестницы проходит через полуколь­цевую трубку.

Канат является первым снарядом для лазанья. Для этого пригодна любая веревка толщиной 15—25 мм, лучше всего из пеньки. Для начала на ней следует за­вязать узлы на расстоянии 250—300 мм один от дру­гого. К концу каната можно подвесить боксерскую гру­шу. Канат крепится к кольцу подвески через коуш для предотвращения перетирания веревки. Вместо коуша используют лист жести, проложенный между канатом и кольцом. На конце каната нужно сделать толстый узел, чтобы на нем мог сидеть ребенок при раскачи­вании.

Описание устройства и изготовления коплекса сде­лано весьма кратко. Кое-что придется додумывать са­мим, подбирать размеры в соответствии со свободной площадью комнаты, некоторые снаряды заменять в за­висимости от наличия материалов, инструментов и уме­ния. В любом случае следите, чтобы прочность конструкции не снижалась. Коуши лесенки и каната в месте изгиба веревок, крепеж и другие.узлы можно из­готовить в мастерских «Металлоремонт». Следует пом­нить, что диаметр крепежа (подвесок колец, раздвиж­ных крючков, винтов перекладины и т. п.) должен быть не менее 8 мм.

Монтаж углового спорткомплекса проводится в сле­дующей последовательности:

становить подвески снарядов на подпотолочных балках в соответствии со схемой.

Соединить подпотолочную балку 2500 мм с конца­ми стоек перекладины с помощью мягкой проволоки.

Поднять конструкцию в верхнее положение, вывин­тить муфту под центральной стойкой, снять проволоку.

Отметить на стенах места отверстий для балок.

Снять стойку, просверлить отверстие в стене, вста­вить дюбеля.



На счастье детям

Завинтить шуруп через пластину балки 1500 мм.

Смонтировать балку 2500 мм.

Завинтить шуруп через пластину балки 2500 мм.

становить вторую стойку перекладины, вывинтить винт М20.

становить на необходимой высоте перекладину.

Подвесить кольца (трапецию), качели.

Закрепить верх лестницы.

Наметить место кронштейна.

Просверлить отверстия, вставить дюбеля.

Закрепить лестницу.

Перед тем как разрешить ребенку заниматься, не­обходимо проверить прочность крепления каркаса и снарядов. Каждое из устройств, за исключением прыж­ковой лианы, должно выдерживать не только вес взро­слого, но и рывки.

Эксплуатация «стадиона в квартире> должна соче­таться с периодическим осмотром узлов крепления. Вначале это надо делать ежедневно, затем — раз в не­делю, а потом — раз в месяц. Я осматриваю свой ком­плекс еще реже.

Каждую неделю для разнообразия занятий произ­водите смену снарядов (перекладину — на лонжу, коль­ца — на трапецию) и осмотр подвесок. Если потребу­ется, подвинтите винты М20 в стойках перекладины до надежного распора.

Наблюдая за сыном, я подумал, насколько ему бы­ло бы интереснее заниматься в спорткомплексе, если бы он был озеленен! Действительно, если стены и потолок увить диким виноградом, то ребенок воспримет это чуть ли не как джунгли, в которых он внезапно ока­зался. Не правда ли, такое нововведение придаст до­полнительный стимул спортивным занятиям?


2700

Рис.4

101

Рис В





Хостинг от uCoz