MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C84F22.3A099CD0" This document is a Single File Web Page, also known as a Web Archive file. If you are seeing this message, your browser or editor doesn't support Web Archive files. Please download a browser that supports Web Archive, such as Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C84F22.3A099CD0 Content-Location: file:///C:/ED15DE0C/hellinger5.html.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
Х
=
77;ллингер:
техники и
приемы,
расстановкk=
2;
семейных
систем
С помощью своего способа делать семейные ра = 89;становки Берт Хеллингер разработал высокоэффеl= 2;тивный метод групповой терапии, который в простой и сжатой форм = 77; претворяет = 74; терапевтичk= 7;скую практику ег = 86; идеи о порядках любви и его философию т = 77;рапии о системно-об = 91;словенных проблемах и системных решениях.
В центре внимания находятся п = 88;и этом два концентрирl= 6;ванных пространстk= 4;енно-времен= 1085;ые образа. Один из них, предс= 1090;авляет собой прошлое вплоть до момента про = 74;едения расстановкl= 0;, - это тот внутренних образ который освобождаеm= 0;. Первый - это п&= #1088;остранстве= ;нная инсценировl= 2;а запечатленl= 5;ого в душе человека образа системы, частью кото = 88;ой он является, то есть индивидуалn= 0;ная метафоричеl= 9;кая квинтэссенm= 4;ия всей семейн = 86;й и индивидуалn= 0;ной истории (историй). Базовым утверждениk= 7;м, отправной точной здес= 00; является следующее: т= 086; место в системе, кот= 086;рое мы в этом образе занимаем по отношению к другим, решающим образом определяет наши чувств = 72; и действия. Второй обра = 79; - это внутренний образ - решение или образ - будущее системы, кот= 086;рый отвечает порядку любви, в нем у каждого члена рода есть соответствm= 1;ющее ему хорошее место, и этот образ, если вобрать его = 074; себя и дать ему подействовk= 2;ть, обладает целительныl= 4; действием н = 72; чувства и поступки ка = 82; отдельного человека, та= 082; и системы в целом.
Как
проводится
расстановкk=
2;
Принцип прост: один участник группы, дале= 077; называемый протагонисm= 0;ом, в зависимостl= 0; от исходной ситуации и постановки проблемы вы = 89;траивает внутренний образ своей нынешней ил = 80; родительскl= 6;й семьи или, может быть, с= 1080;стему клиента. Среди участников группы он выбирает исполнителk= 7;й на роли членов сист = 77;мы, расстановкm= 1; которой он делает, и в соответствl= 0;и со своим внутренним образом ставит их на то или иное место. Он также выбирает человека на роль себя самого. Зате= 084; участники р = 72;сстановки по очередностl= 0; сообщают, чт= 086; они чувствуют н = 72; этом месте. Терапевт может попро = 89;ить двигаться участников расстановкl= 0;, и они следую= 090; за тем, что диктует им роль. В заключении групповой терапевт, принимая во внимание обратную информацию со стороны исполняющиm= 3; роли об их чувствах на новом месте, в большинствk= 7; случаев через неско = 83;ько промежуточl= 5;ых ступеней (которые часто предс = 90;авляют собой важны = 77; с терапевтичk= 7;ской точки зрени= 03; промежуточl= 5;ые шаги) формир= 091;ет образ-решен = 80;е, в котором у всех, включа= 103; тех, кто был в свое время исключен из системы, ест= 100; хорошее место. Терапевт определяет уже сам какому участнику, какое место нужно занят= 00; в этой расстановкk= 7;, а также диалог межд = 91; протагонисm= 0;ом и участникамl= 0;, исполняющиl= 4;и роли.
До начала расстановкl= 0; системы выясняют, кт= 086; принадлежиm= 0; к данной системе, а также (в осно= 1074;ном во время расстановкl= 0;), какие лица освободили = 74; системе место или яв= 083;яются исключенныl= 4;и. Кроме того, расспрашивk= 2;ют о решающих событиях таких, как смерти, самоубийстk= 4;а, расставаниn= 3; и разводы, не= 1089;частные случаи и случаи инвалидносm= 0;и. Описания характеров = 80; оценки поведения з = 76;есь, напротив, неважны. Они отвлекают о = 90; главного.
Предп=
086;сылка
для
проведения
расстановкl=
0;
Когда кто-то делае= 090; расстановкm= 1; системы, буд= 100; это его собственнаn= 3; или система клиента, делать это можно тольк = 86; в том случае, если для нег= 086; это серьезн = 86; и если речь идет о чем-то серьезном, т= 086; есть нуждается в решении. Есл= 080; это делаетс= 03; из любопытствk= 2;, то эффекта н= 077; будет.
Указа=
085;ия
для
проведения
расстановкl=
0;
Когда мы работаем с расстановкk= 2;ми, мы касаемся самых глуби = 85;. Поэтому в группе нужн = 72; атмосфера внимательнl= 6;го сочувствия. Во время самой расстановкl= 0; никто не дол= 078;ен ничего говорить. В это время ничего не го= 074;орят ни тот, кто делает расстановкm= 1;, ни его участники. Когда даетс= 03; слишком много сведе = 85;ий, это отвлекает. Сосредоточn= 0;тесь на внутренн = 77;м, забудьте то, что являетс= 03; вашим собственныl= 4;, вашими собственныl= 4;и целями и намерениямl= 0;, и регистрируl= 1;те те чувства, которые приходят и которые возникают, к= 086;гда вас передвигаюm= 0; или ставят н= 072; новое место, и как они меняются, когда в расстановкm= 1; вводятся другие люди. При этом важно, чтобы вы не "считывали" чувства снаружи и не позволяли себя отвлеч= 00; мыслям о том, как, собстве= 085;но говоря, можн= 086; и должно был= 086; бы чувствов = 72;ть себя, находясь на этом месте. Просто пред = 86;ставьте себя происходящk= 7;му и почувству = 81;те, как реагирует ваше тело, даже если ощ= 091;щения ваши совсем не те, что ожидались, и просто и без критики расскажите = 86; том, как вы чувствуете себя на этом месте и что у вас на душе. В этом случае человек зачастую ис = 87;ытывает пугающие ил = 80; запрещенныk= 7; чувства. К примеру, можно почувствовk= 2;ть облегчение, когда друго = 81; уходит или умирает, или испытать тягу в запретные отношения. Если об этом сказать, то не проявитс= 03; что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либ= 086; цензуры и купюр.
Протагони= 1089;т расставляеm= 0; свою систем = 91;, полностью ориентируяl= 9;ь на свои ощущения, так, как он, согласно своему внутреннемm= 1; образу, види= 090; отдельных л= 02;дей по отношени= 02; к друг к другу. Внутренний = 86;браз проявляетсn= 3; только во время расст = 72;новки. Так что нужн= 086; забыть все, что наметил = 80; заранее. Протагонисm= 0; только указывает м = 77;сто, никаких жестов, никаких фра = 79;, никаких нап = 88;авлений взгляда.
Отказ
от личного
Члены группы, исполняющиk= 7; роли, которы= 077; им дает протагонисm= 0;, должны стараться почувствовk= 2;ть так, как чувствует себя другие люди, находясь на этом месте. Они не должн= 099; думать о чем-то личном, о своих собственныm= 3; переживаниn= 3;х и проблемах, а идти за тем, что диктует им роль.
Работ=
072;
с минимумом
Расстанов= 1082;а имеет силу, когда мы отфильтровm= 9;ваем лишнюю информацию, персонажей, оставляя только главное, иначе внимание ра = 89;сеивается, мы уходим от проблемы и н= 077; можем найти = 080; почувствовk= 2;ть решение.
Станд=
072;ртная
расстановкk=
2;
в
соответствl=
0;и
с
изначальныl=
4;
порядком
При расстановкk= 7; образа-реше = 85;ия существует иерархичесl= 2;ий порядок, которого необходимо придерживаm= 0;ься. Система приходит в п= 086;рядок, когда иерархичесl= 2;ая последоватk= 7;льность верна. Это внутренний принцип порядка, кот= 086;рый, как правило, имеет силу, но от которо= 075;о тоже снова и снова встречаютсn= 3; отклонения. Кто был здес= 100; первым стои = 90; на первом ме= 089;те. Дальше движение идет справа налево по ча= 089;овой стрелке. Сначала обычно идет муж, затем сл= 1077;ва от него жена, несмотря на то, что они ра&= #1074;ноправны. Но здесь ест= 100; разница в функциях, которые они выполняют. Обычно тот, кто отвечае = 90; за безопасносm= 0;ь, занимает первое мест = 86;. Если муж, к примеру, инвалид или = 086;н давно болен = 080; безопасносm= 0;ь семьи должн = 72; гарантиров&= #1072;ть жена, в таких случаях первое мест = 86; занимает он = 72;. Затем слева от родителе = 81; в расстановкk= 2;х по часовой стрелке в по= 088;ядке старшинствk= 2; следуют дет = 80;. Также хорош = 80;м построение бывает тако = 77;, когда дети в = 1087;орядке старшинствk= 2; стоят напротив родителей. Это можно наблюдать и по тому, как семья заним = 72;ет места за столом.
Мертворож= 1076;енные стоят возле братьев и се= 089;тер, а детям, не рожденным вследствие аборта (если работа с ним= 080; уместна), в расстановкk= 2;х-решениях лучше всего сидеть межд = 91; родителями, прислонившl= 0;сь к ним.
Указа=
085;ия
для
расстановоl=
2;
Тот, кто появился раньше, обладает приоритетоl= 4; перед тем, кто приходи = 90; позже. При расстановкk= 7; следует обращать внимание на иерархичесl= 2;ий порядок: он идет по часовой стр = 77;лке. Второй стои = 90; слева от первого и та= 082; далее. Родит= 077;ли по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом дел= 077; идет первым, нужно попробоватn= 0;. Как правило, первым идет муж.
Что касается систем, то более поздняя сис = 90;ема имеет преимущестk= 4;о перед более ранней. Поэтому нын = 77;шняя семья обладает приоритетоl= 4; перед родно = 81; семьей, а второй брак - перед первы = 84;. Если у одног= 086; из родителе = 81;, в то время ка= 1082; они состоят = 074; браке, рождается ребенок от д= 088;угого человека, то отношения с этим лицом имеют приоритет перед предыдущимl= 0;.
Если мужчина и женщина стоят друг против друг = 72;, это часто означает, чт= 086; между ними нет больше интимных отношений.
Если женщина выбирает на роль сына женщину, это значит, что сын гомосексуаl= 3;ист или существ = 91;ет опасность стать гомосексуаl= 3;истом.
Если один из участник = 86;в хочет выйти за дверь или выходит за дверь, это значит, что для него существует опасность самоубийстk= 4;а.
Если дети стоят между родителями, это означае = 90;, что брак распался (часто это бывает расс = 90;ановкой решением) .
Если был прежний возлюбленнm= 9;й, то в расстановкk= 7;-решении муж должен стоять межд = 91; ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленнl= 6;й мужа) .
Если в расстановкk= 7; все участники смотрят в одном направлениl= 0;, это значит, что перед ни= 084;и стоит кто-то забытый или исключенныl= 1; из системы. = p>
Пары н=
1072;
курсе
Если в группе участвует супружескаn= 3; пара, то сначала оди = 85; партнер делает расстановкm= 1; нынешней системы и сразу вслед за ним друго= 081;, с теми же людьми. То есть участники р = 72;сстановки остаются стоять, их только по-др= 091;гому передвигаюm= 0;. Иногда один партнер уклоняется от того, чтоб= 1099; правильно представитn= 0; систему, тогда можно спросить участников, как они себя чувствовалl= 0; - похоже или по-другому. = p>
Собственн= 1086; метод Хеллингера уникален те = 84;, что позволяет одному человеку работать с целой семей = 85;ой системой, не привлекая в терапию все = 93; членов семьи.
Если ребенок парентифицl= 0;рован, то есть выпо= 083;няет в семье родительскl= 0;е функции для = 088;одителей или выступает для родителей в = 088;одительско&= #1081; роли, то в расстановкk= 7; он часто чувствует себя беспокойно = 80; не может найти себе места.
Тогда можн&= #1086; найти одног = 86; из родителе = 81;, кого-то кто был исключе = 85; из системы или рано уме= 088;, и ввести его в расстановкm= 1; системы. Как = 1090;олько этот челове = 82; появляется = 74; расстановкk= 7;, ребенок успокаиваеm= 0;ся.
С кем
можно делат=
00;
расстановкl=
0; и
для чего
Метод расстановкl= 0; можно использоваm= 0;ь не только дл= 103; решения семейных, супружескиm= 3; проблем, но также, работая с самыми различными психическиl= 4;и расстройстk= 4;ами, типа депрес = 89;ии, тревожных расстройстk= 4;, работая с пс= 080;хосоматико&= #1081; (бронхиальн = 72;я астма, панич= 077;ские атаки, заболеваниn= 3; щитовидной = 78;елезы и другие). Болезнь ставится в расстановкm= 1; как фигура. Можно делат= 00; расстановкl= 0; для организациl= 0;, например, решая конфликтныk= 7; ситуации ил = 80; какие-то сложные вопросы. При этом цель организациl= 0; добавляетсn= 3; как фигура. = p>
Расстанов= 1082;а может проводитьсn= 3; в группе или индивидуалn= 0;но. Если работать этим методо = 84; индивидуалn= 0;но, то роли клиент обозначает = 89; помощью пар тапочек или ковриков. Те= 088;апевт помогает пр = 80; этом клиент = 91;, вставая в та= 087;очки (на коврики) и исполняя различные р = 86;ли.
Роли в
расстановкk=
7;
В особых случаях в расстановкk= 7; могут участ = 74;овать и учреждени= 03;, предприятиk= 7;, профессия или другие важные области, которые име= 02;т для клиента большое значение.
Если у кого-то две родины, например, если родите = 83;и родом из разных стра = 85;, или если у клиента две профессии, тогда терап = 77;вт расставляеm= 0; обе, чтобы обе добилис= 00; своих прав и находились = 74; хорошем балансе.
Могут быть такие фигур = 99; в расстановкk= 7;, как любовь, деньги и самовыражеl= 5;ие, другие элем = 77;нты расстановкl= 0;: боль, страх, вина.
Позиц=
080;я
терапевта
Терапевт сохраняет нейтральнуn= 2; позицию в процессе расстановкl= 0;, внимательнl= 6; следит за процессом, устанавливk= 2;я причину сим = 87;тома, семейного переплетенl= 0;я. В начале рас= 089;тановки он вместе с протагонисm= 0;ом наблюдает з = 72; движением фигур, строи= 090; гипотезы, предлагая протагонисm= 0;у ввести в рас= 089;тановку того или иного члена семьи. После = 1095;его терапевт действует директивно, создавая образ-решен = 80;е, помогая протагонисm= 0;у вести диало = 75; с участникамl= 0; процесса. Пр= 080; этом протагонисm= 0; имеет выбор принять, най= 076;енное терапевтом решение или нет.
Решающе важно в этом процессе с большим вни = 84;анием воспринимаm= 0;ь высказыванl= 0;я участвующиm= 3; и руководствl= 6;ваться ими. При этом, = в сомнительнm= 9;х случаях терапевт больше пола = 75;ается на свои собственныk= 7; наблюдений, особенно если невербальнl= 6;е поведение участников противоречl= 0;т их высказыв = 72;ниям. В течение всей этой фазы тот, кто расставлял систему только наблюдает и = 074; ответ на вопросы дае = 90; дополнителn= 0;ную информацию. Когда найде = 85; хороший образ-решен = 80;е, его приглашают занять свое место.
После начальной расстановкl= 0; в большинст = 74;е случаев через несколько промежуточl= 5;ых ступеней и с= 086; многими пробными расстановкk= 2;ми и изменениямl= 0; в совместно = 84; интерактивl= 5;ом процессе участников под руковод = 89;твом терапевта разрабатывk= 2;ется расстановкk= 2;-решение, целительныl= 1; образ. Включаются те, кто был исключен из системы, а также други = 77; лица с особыми судьбами (например, рано умерши = 77; родители родителей). Руководитеl= 3;ь группы всегда внутренне объединяетl= 9;я с теми, кто бы&= #1083; "исключен иk= 9; системы". Нередко отсутствуюm= 0; нужные сведения, чт= 086; затрудняет продвижениk= 7; вперед или делает его невозможныl= 4;.
Когда человек увидел свое решение, будет доста = 90;очно, если он вберет в себ= 103; этот образ, и будет действоватn= 0; дальше. Он должен дать пройти времени. Это похоже на целительныl= 1; процесс, который протекает медленно, а потом вдруг становится хорошо. Это гипотеза, и з= 1076;есь, конечно, ест= 100; сомнения, потому что э= 082;сперимента&= #1083;ьная база еще слишком мал = 72;. Но можно проверить п = 86; результатаl= 4;.
Никто боль&= #1096;е в его систем= 077; меняться не должен. Ему т= 1072;кже не следует никому говорить, чт= 086; кому-то следовало б = 99; занять другое мест = 86;. Весь процес = 89; изменения происходит только благ = 86;даря запечатленl= 5;ому в душе образу. Иногда може = 90; оказаться полезным рассказать членам семь = 80; развитие расстановкl= 0;. Но без комментариk= 7;в: вот так это было, и вот такой был результат.
Если родители привели в порядок систему в се= 073;е, это оказывает непосредстk= 4;енное влияние на детей, хотя им тоже никт= 086; ничего об эт= 086;м не говорит. А что здесь действует - так это порядок и признание в душе. Призна= 082; хорошего решения - это когда у каждого ест= 00; свое хороше = 77; место. Если человек остался должен что-т= 086; еще, это, конечно, нужно приве = 89;ти в порядок. Для некоторых бывает хоро = 96;о зарисовать образ-решен = 80;е. Подробностl= 0; часто забываются.
Приме=
088;
воздействиn=
3;
терапевтичk=
7;ского
образа-реше
=
85;ия
Мне пришлось работать с пациенткой, назовем ее Анна (28 лет), которая приехала в Россию из другой страны, русская по происхождеl= 5;ию. Несколько лет она живе= 090; с мужем за границей, у нее есть доч= 100; от первого брака. Ее первый муж п= 086;гиб в автокатастl= 8;офе. Анна приезжает в Москву, чтоб= 099; продолжать свое обучение в институте. При этом здесь у нее есть любовник. Не= 089;колько лет Анна страдает от панических = 72;так и агорафоби = 80; (боязнь ездить в метро и назе= 084;ном транспорте). Ее запрос к терапевту: разобратьсn= 3; в отношения = 93; с мужем и любовником, избавиться от панических атак и агора= 092;обии. Анна проходит медикаментl= 6;зное лечение у психотерапk= 7;вта и одновременl= 5;о работает со мной. В процессе работы мы используем = 84;етоды НЛП (нейро-лингв= 080;стического программирl= 6;вания), Эриксоновсl= 2;ого гипноза и те= 093;ники семейной терапии.
В процессе терапии выясняется, что у нее ест= 1100; три брата, один из которых повесился год назад. Он ушел вслед з= 072; умершим от рака отцом. У пациентки есть претензии к родителям в том, что они не достаточ = 85;о любили ее в детстве, заботились. Она остро переживает смерть брат = 72;. Со смертью мужа она уже примириласn= 0;. Окружение себя двумя мужчинами - мужем и любовником она объясня = 77;т страхом вновь остаться одной, как после смерт = 80; мужа (если с одним что-то случится, у меня хотя бы будет другой). В процессе расстановкl= 0; выясняется, что Анна идентифициl= 8;ует себя с дедушкой по линии отца, который был женат сразу на двух женщинах: с одной он венчался до революции, а с другой зарегистриl= 8;овал брак после революции. Т= 072;кой двойной образ жизни, который вел дедушка очень напоминает образ жизни Анны, имеюще= 081; мужа за границей и любовника н = 72; родине. Она, как и дедушка, поделила свою жизнь н= 072; две половин = 99;, связав одну часть себя с родиной, другую с чужой страной. Поэтому сначала мы работаем на = 76; тем, чтобы пациентка могла перес = 90;ать отождествлn= 3;ть себя с дедушкой.
Затем мы делаем ее расстановкm= 1;, в которой на= 093;одим хорошее место для каждого члена ее сем= 100;и: братьев, умершего, отца, матери, Анны, ее второго муж = 72; и ребенка. Анна проясняет отношения с погибшим мужем и любовником, = 085;аходя хорошее место и для них.
В процессе расстановкl= 0; она восстанавлl= 0;вает отношения любви с родителями = 80; вторым муже = 84;. В конечном итоге, она соглашаетсn= 3; остаться с мужем.
В этой расстановкl= 0; для меня не хватает инф = 86;рмации о причине таких сложных семейных пе = 88;еплетений, которые привели к смерти отца, брата и мужа, не хватает ключевой фигуры.
Через две недели посл = 77; расстановкl= 0; Анна начина = 77;т делать ремонт в квартире своей матер = 80; и находит ее переписку с отцом. В этой переписке для нее важн= 086; подтверждеl= 5;ие того, что родители всегда ее сильно любили, хотя часто и проявляли внешнюю холодность = 80; сдержанносm= 0;ь в ее отношении. Для Анны эти = 1087;исьма оказываютсn= 3; мощным ресурсом, возможностn= 0;ю поднять сво= 02; самооценку, чувствоватn= 0; себя уверенно.
Закончив терапию, избавившисn= 0; от паническ = 80;х атак и начав потихоньку ездить в транспорте, Анна уезжае = 90; к мужу и уже оттуда сооб = 97;ает мне, что в этих же письмах нашла указа = 85;ия на то, что ее мама отдала самого первого ребенка в детский дом. Потом она пыталась разыскать и вернуть его, но ничего не вышло. Возможно, чт= 086; это и есть кл= 1102;чевая фигура, отсутствовk= 2;вшая в ее расстан= 086;вке, которую ей следует принять в своей душе. Кроме того, Анна сообщает, чт= 086; рассталась со своим любовником, уличив его в обмане и жадности по отношению к ней, что, веро&= #1103;тно, было поводо = 84;.
Являются л&= #1080; найденные Анной письм = 72; благополучl= 5;ым исходом ее расстановкl= 0; или всего лишь удачны = 84; стечением обстоятельl= 9;тв остается лишь гадать. Но и ее муж, узнав про эт= 080; письма, сказал, что, видимо, пришло врем= 03; ей это узнать.
В заключении можно сказать о методе Хелл = 80;нгера, что метод конечно очень мощны = 81; и правильны = 81;, заслуживаеm= 0; того, чтобы его активно использоваl= 3;и семейные терапевты.
Списо=
082;
литературы
Для подготовки данной работы были использоваl= 5;ы материалы с сайта http:/= /psyonline.ru/